Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования нравственной культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее отношение к окружающему миру.
Для проверки эффективности разработанной методики был проведён педагогический эксперимент.
На этапе констатирующего эксперимента был поставлен ряд задач:
1. Выявить уровень знаний детей о мире животных и растительный мир, о неживой природе, о временах года.
2. Определить морально-ценностное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада № _.
Экспериментальную и контрольную группы составляли дети старших «А» и «Б» детских групп, приблизительно равные по уровню развития и уровню педагогического мастерства воспитателей, в количестве 20 человек.
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи данного этапа.
Для эксперимента были подобраны следующие типы заданий:
1. Задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
2. Проблемные ситуации для определения морально-ценностного отношения к природе.
3. Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.
Задание 1
Цель.
Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование.
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисицы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Методика проведения
Ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учётом места проживания.
Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Затем берётся третья карта и из оставшихся фигурок ребёнок выбирает насекомых и размещает их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, предлагаю ребёнку ещё раз предлагается подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Выясняется, по каким признакам он разместил животных на карте.
После того как ребёнок справился с заданием ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и ответить на следующие вопросы:
- Как называется животное (птица, насекомое)?
- Что ты можешь рассказать о нём?
- Твоё отношение к ним.
Задание 2.
Цель.
Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей растительного мира.
Оборудование.
Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонёк); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон, картинки с деревьями, ягодами и грибами, цветами леса и цветами сада, кустарник,
Статьи по теме:
Цели,
задачи, значение и содержание контроля результатов обучения химии
Контроль результатов обучения - важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения. Так как контроль носит в средней школе обучающий ...
План работы кружка «Художественная обработка дерева»
Целью занятий в кружке «Художественная обработка дерева» является воспитание у детей интереса к искусству обработки дерева, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, фо ...
Развитие педагогики, школы и деятельности педагога на Западе в ХХ – начале ХХΙ
вв
Социально – экономические и политические факторы начала ХХ в., осложненные условиями военного времени, привели к серьезным изменениям как в деятельности школы, так и в подходах к педагогическим пробл ...