Древнейшие памятники возводились в честь богов, земных владык, полководцев; затем появились памятники творческим людям, деятелям искусства. Существуют памятники любимым героям литературных произведений. В Копенгагене на камне у моря сидит бронзовая Русалочка, в городе Ханнибале (США) установлен памятник Тому Сойеру и Гекльбери Финну, в Смоленске поставлен памятник Василию Теркину, любимому герою военных и послевоенных лет. Совсем недавно в Санкт-Петербурге на мосту, перекинутом через реку Фонтанку, появилась птичка — памятник «Чижику-Пыжику». Скульптурные памятники посвящаются и животным. В Риме на Капитолийском холме поставлена этрусская фигура волчицы как памятник той, которая вскормила легендарных основателей Рима — Ромула и Рема. В Париже есть памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему в горах 40 человек.
Скульптура может быть опорой в архитектурной конструкции, служить украшением фасадов, фронтонов, порталов храмов, входить в композицию мостов и триумфальных арок (монументально-декоративная скульптура), украшать аллеи, лужайки, партеры (садово-парковая скульптура).
Скульптура малых форм (миниатюрные произведения, созданные скульпторами, художественной промышленностью или народно-художественными промыслами) предназначена для украшения личного быта.
В современном бытовом обиходе мелкая пластика может представлять собой жанровые статуэтки, настольные портретные изображения животных, небольшие сувенирные модели памятников. Существуют две разновидности скульптуры: круглая, свободно размещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения размещаются на плоскости. Если выпуклость рельефа составляет больше половины объема, рельеф называют высоким (горельеф), если меньше — низким (барельеф).
Скульпторы говорят, что произведение рождается в эскизе из глины, а затем возрождается в материале. Мастерская скульптора — холодное, чаще всего сырое помещение. Мокрыми тряпками покрыты глиняные модели, стоят каркасы из проволоки и деревянных дощечек для статуй, на полках — гипсовые слепки, на полу— глыбы камня.
Скульптура требует таланта, мастерства, терпения и часто тяжелого физического труда. В Древней Греции существовала хрисоэлефантинная техника: на деревянный остов накладывались пластины из золота для изображения одежды и пластины из слоновой кости для изображения тела. В этой технике знаменитый скульптор Фидий сделал колоссальную статую Зевса, слывшую в древности одним из семи чудес света.
Скульптура может быть раскрашена и не раскрашена. Скульптура Древнего Востока, Греции, готики, эпохи модерн признавала раскраску, употребляла цветные материалы. Высокое Возрождение, классицизм считали раскраску недостойным подлинного искусства приемом. Знаменитая Венера Милосская создана из двух кусков мрамора: ее обнаженное тело высечено из паросского мрамора, одетая же часть фигуры — из мрамора другой породы, причем шов между двумя кусками мрамора не совпадает полностью с границей между одетой и обнаженной частями.
Микеланджело считал: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился». Основным объектом творчества круглой скульптуры является мир человека и мир животных (анималистическая скульптура).
Бенвенуто Челлини, знаменитый итальянский скульптор XVI в., в «Трактате о скульптуре» пишет: «Скульптура, по меньшей мере, в восемь раз превосходит живопись, так как она располагает не одной, а многими точками зрения, и все они должны быть одинаково ценными и выразительными».
Характер одежды и драпировок, ритм их складок, силуэт (прерывистый или сплошной), распределение света и теней — все активно участвует в создании образа статуи. Античные скульпторы Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, считая человека высшим созданием природы, искали идеальные формы и пропорции облика человека, фигуры мужской и женской.
В прошлом веке возникли и новые формы скульптуры (в том числе игровые, предназначенные для детских площадок), абстрактная неизобразительная скульптура.
Статьи по теме:
Ход и результаты диагностического исследования уровня социальной
адаптированности воспитанников коррекционной школы
Задачами практической части настоящего исследования являются следующие: 1.Выявить основные направления социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида. 2. Провести д ...
Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей
Представление о причинах нарушений слуха имеет большое значение для характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, выявления степени негативного влияния снижения слуха на ...
Метод развивающего дискомфорта
Самая сильная потребность одаренных детей – накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания. Так, на во ...