«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки — обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» — ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердый как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку. Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал», современному человеку, вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.
Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной шины, взятой для пробы, нужно скатать между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согнуть его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы.
Уже в эпоху раннего неолита люди были знакомы с техникой обжига гончарных изделий. В IV тысячелетии до н.э. древние египтяне знали об искусстве изготовления глазурованных керамических изделий, а в конце того же тысячелетия шумеры научились создавать объемные изделия из глины на гончарном круге.
В России глиняную посуду несложной формы изготавливали еще в III—II вв. до н. э., что подтверждают археологические раскопки могильников в районе Поволжья, бассейнов рек Москвы и Клязьмы. В XV—XVII вв. в России с развитием архитектуры и строительства большое распространение получило керамическое производство: изготавливали кирпич, черепицу, глазурованные плитки и др. В Москве в Гончарной слободе (современная Таганка) производили разнообразную керамику для облицовки печей, а также посуду, в том числе и аптекарскую.
В 1744 г. в Петербурге был основан первый в России Императорский фарфоровый завод. Дмитрий Иванович Виноградов открыл и научно обосновал технологию производства фарфоровой массы из отечественного сырья, куда входили: кремень, гжельская огнеупорная белая глина, алебастр. М.В. Ломоносов открыл твердый фарфор и предложил множество рецептов фарфоровых масс.
В первой половине XIX в. открываются частные заводы. В 1750 г. был основан завод Ф.Я. Гарднера, выпускавший чайную и столовую посуду. На заводе А.Г. Попова выпускали, кроме расписной посуды, статуэтки, а находился он в селе Горбунова недалеко от Сергиева Посада.
Впервые село Гжель упоминается в XIV веке в Духовной грамоте Великого князя Московского Ивана Калиты. Из летописных источников известно, что основным занятием гжельцев было гончарное ремесло, поэтому слово "гжель", видимо, происходит от глагола "жечь", "обжигать" глину.
В XVIII веке гжельские мастера освоили производство майолики, которую изготавливали из местной глины и покрывали оловянной глазурью. Среди других промыслов керамического искусства выделяется скопинская керамика (Скопин, Рязанская область). Производство декоративной скопинской керамики было основано в 1860-е гг. крестьянами братьями Оводовыми, которые первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури.
К миру большой скульптуры принадлежат мемориальные ансамбли, монументы, бюсты, посвященные великим людям и историческим событиям (монументальная скульптура), воплощающие чувства (преклонения, восторга, трагедийно-скорбные) современников. Установленные на открытых пространствах, часто на естественных или искусственных возвышениях, монументы обращены к современникам и будущим поколениям.
Статьи по теме:
Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера
Термин эмоциональность происходит от латинского emovere и французского emotion, что значит возбуждать, волновать. Следовательно, эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной р ...
Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизи ...
Коррекционно-развивающая работа по формированию учебно-важных
качеств у детей с ЗПР и ее результаты
Учитывая полученные результаты на формирующем этапе, было выделено несколько основных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР: • развитие познавательной деятельности и целе ...