Государство имеет свои признаки. Учащиеся, самостоятельно работая с учебником, выделяют и записывают главные признаки государства:
1) наличие особой публичной власти;
2) административно-территориальное деление;
3) суверенитет, независимость государственной власти от любой другой внутри страны и вне ее, право государств решать свои внутренние и внешние вопросы;
4) налоговая система (сбор и взимание налогов в принудительном порядке);
5) издание законов, имеющих общеобязательную силу на всей территории данного государства;
6) наличие символов государства.
Далее заслушиваются сообщения учащихся о символах Российского государства.
Для рассмотрения внутренних и внешних функций государства на доску вывешивается заранее подготовленная таблица с указанием основных функций, В основе классификации лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует.
Внутренние функции государства.
Экономические: выработка экономической политики, создание необходимых условий для развития народного хозяйства, установление правовых основ рынка, управление государственным сектором экономики, налогообложение, поощрение конкуренции.
Социальные: охрана труда и здоровья людей, оказание поддержки семье, установление государством пенсий, пособий, защита престарелых, инвалидов, страхование жизни, здоровья.
Правовые: установление государственных правовых норм, издание законов, применение силы, если законы не выполняются.
Организационные: государство занимается обучением и расстановкой кадров на государственных предприятиях и в учреждениях, осуществляет контроль за исполнением властных решений.
Политические: осуществление политической власти, поддержка демократических норм и институтов.
Образовательные: обеспечивает обязательность, непрерывность начального или среднего образования, демократизацию общества.
Культурно-воспитательные: воспитание гражданственности, патриотизма.
Внешние функции
- участие в решении глобальных проблем современности;
- защита границ, обеспечение национальной безопасности;
- развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
- отстаивание государственных интересов в международных делах.
После обсуждения функций государства учитель зачитывает письмо читателя, опубликованное в 1998 г. в одной из центральных газет.
"Нам долго талдычили - интересы государства превыше всего. Я спрашиваю: где оно, это государство? Я хочу с ним познакомиться и объяснить, что не я ему должен, а оно должно служить мне. Я бы ему напомнил, что ребенок мой так и вырос, не дождавшись очереди в детский сад. И на квартиру я стою десятый год. И никак я не мог достучаться до государства, которое требовало жертвовать всем для него. Но попробуй нарушить паспортный режим - государство быстро о себе напомнит. И от кого защищается - от меня, своего гражданина! А может, не гражданина, а подданного?»
Вопросы для обсуждения:
1. Какие функции, по мнению гражданина, государство не выполняет?
2. Сегодня много говорят об усилении государства, какие его функции предполагается усилить?
В конце урока учащимся предлагается тестовое задание.
Укажите, что из перечисленного относится к признакам государства:
1. Территория. 2. Население. 3. Обычаи. 4. Законы. 5. Традиции. 6. Аппарат управления. 7. Суверенитет. 8. Местные органы власти. 9. Прокуратура.
3. Конспект урока по теме: Культурные нормы. Дата: 13.02.08
Из 20 учащихся присутствовали все.
Цель урока:
1. Объяснить учащимся, что такое культурные нормы, чем они определяются, что такое традиции и чем они отличаются от обычаев, что такое мораль общества.
2. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, высказывать своё мнение о привычках, манерах людей, видеть их отличительные особенности от традиций, обычаев.
3. Продолжать развитие у учащихся потребности в культурном развитии, сформировать необходимость к самосовершенствованию.
Основные понятия и термины: культурные нормы, обычаи, традиции, привычки, манеры, нравы.
Статьи по теме:
Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и
письменной речи младших школьников
В соответствии с целью и задачами исследования был разработан план опытно-экспериментальной работы, который включал три этапа. Целью констатирующего этапа являлось изучение специфических ошибок письм ...
Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»
Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметро ...
Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития
В мире сохраняется тенденция рождения детей с различными нарушениями. В нашей работе мы решили рассмотреть такую проблему как формирование познавательной активности у детей с задержкой психического р ...