В ходе педагогической деятельности происходит конкретизация предметных представлений (обследование предмета), обучение использованию остаточного зрения и осязания. Действенным является слово учителя. В процессе обучения важную роль играет обучение ориентировке в большом и малом пространстве (ориентировка на столе, выход к доске) с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, коррекция личностных качеств – самостоятельности, уверенности, коррекция речи – монологическая речь – доказательство теорем, составление задач и т.п.
В школе-интернате обучение осуществляется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия слабовидящего ребенка или рельефно – точечным шрифтом (по системе Брайля) для незрячего. В учебную практику широко внедряются тифлотехнические средства обучения (специальные приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные), что расширяет возможности восприятия, мобильности и ориентировки в пространстве каждого воспитанника. За основу в образовательном процессе взята личностно-ориентированная педагогика, направленная на развитие возможностей и способностей каждого ребенка, формирование нравственно-здоровой личности, обладающей базовыми знаниями.
Учебные программы специального (коррекционного) образовательного учреждения определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения по годам обучения. Программы учитывают особенности познавательной деятельности воспитанников, психофизических особенностей развития детей с нарушениями зрения.
Коррекционная работа на общеобразовательном уроке определяется учебным предметом (таблица 3), его программным содержанием, составом обучающихся данного класса, степенью и характером нарушения зрения обучающихся, характером нарушения познавательной деятельности, конкретной темой урока.
Таблица 3
Коррекционный характер уроков
Предмет |
Коррекционный характер уроков |
Чтение |
Формирование: предметных представлений мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения, сравнения, Развитие: фонематического слуха, предметной соотнесенности слова или конкретизации понятий, внимания, наблюдательности. Коррекция речи: произношения, логичности, точности эмоциональной выразительности. |
Русский язык |
Развитие: речи, внимания, наблюдательности, графических навыков, ориентировки в малом пространстве. Формирование: предметных представлений, мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Коррекция речи: произношения, логичности, точности эмоциональной выразительности. |
Литература |
Формирование: эстетического восприятия, правильных эстетических критериев. Развитие: речи, воображения, мышления, эмоций. Коррекция: представлений (предметных, временных),речи, памяти, мышления, личностных качеств (самостоятельности, уверенности, коллективизма, контактности, коммуникабельности), сенсорного развития, зрительных восприятий (цветоразличение, контрастная цветовая чувствительность) осязательного восприятия. |
Математика |
Формирование: представлений о числах и операциях с ними, предметных представлений. Развитие: зрительного, осязательного восприятия, глазомера, представления о величине, форме, цвете их отношении друг к другу, вычислительных навыков, различных видов памяти, пространственного восприятия, представлений, мышления, ориентировки в пространстве, речи (логичности, обоснованности, точности), активного словаря, графических навыков, предметной соотнесенности, внимания. Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка). |
Природоведение |
Формирование: конкретного представления о природе, временных представлений (прогулки) Развитие: наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление), ориентировки в большом и малом пространстве, эстетических чувств, сенсорики Коррекция: мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения, сравнения. |
Музыка |
Формирование: представлений о музыкальных произведениях и их исполнении. Развитие: музыкального слуха, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, эстетического вкуса, ориентировки в большом и малом пространстве. Коррекция: слухового восприятия, эмоционального состояния. |
Изобразительное искусство |
Формирование: предметных представлений Развитие: восприятия, цветоощущения, навыков обследования, графических навыков, представлений - воссоздающего и творческого воображения, эстетического вкуса, эстетических восприятий, зрительного восприятия (цвет листьев, неба и т.д.) Коррекция: развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в малом пространстве. |
Трудовое обучение |
Формирование: точности, скорости, координации, целостного образа об окружающей, действительности, пространственных представлений Развитие: восприятия форм, величины, цвета предметов, представлений, ориентации, творческого воображения, наблюдательности, конструктивных навыков, речи, мыслительной деятельности, предупреждения вербализма, положительных черт личности (коммуникабельности, товарищества, оценки результатов труда). Коррекция: развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве. |
Физическая культура |
Формирование: ловкости, выносливости, воли, самостоятельности, чувства товарищества, сопереживания Развитие: двигательной сферы (точность координации), правильной осанки, мускулатуры, мышечной силы, внимания, наблюдательности. Коррекция: различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей, ориентировка в малом и большом пространстве. |
Статьи по теме:
Технология формирования спортивной культуры
у учащихся 4-х классов на уроках физической культуры
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие. Технология - это совокупность приемов, применяемых в ка ...
Обучающие программы. Сравнительная характеристика
Итак, какие же виды деятельности может осуществлять ученик во внеурочное время с целью лучшего овладения иностранным языком? Это индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, форми ...
Высшее образование в России
сегодня
Несмотря на все эти тенденции, высшее образование в России официально, или, правильнее сказать, институционально, продолжает пока существовать как система подготовки специалистов. Сегодня роль бакала ...