Как писал Ф. Шиллер: «в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».
Задача учителя иностранных языков сделать занятия в младшей школе не просто эффективными, но интересными, создать мотивацию для маленьких школьников и равные условия для овладения иноязычной речью. Ведь, как было сказано выше, уроки в младшей школе отличаются своей спецификой: возрастные особенности учащихся, разный уровень развития способностей, неспособность учащихся на протяжении долгого времени концентрировать свое внимание на однообразной деятельности. Поэтому многие методисты рекомендуют использовать на занятиях в начальной школе игровые приемы.
В игровой процесс включаются все учащиеся, игра позволяет сделать коммуникацию более естественной, при этом тренируется память, мышление и внимание учащихся, ведь игровая деятельность требует от учеников эмоционального и умственного напряжения, четкого выполнения правил и условий игры. Чередование игровых приемов позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроке и увлечь пассивных и слабо подготовленных школьников.
Актуальность игры в целом в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Следовательно, актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации учащихся. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, игровая деятельность не уходит на задний план. Как полагал Выготский Л.С., игра проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде (обязательная деятельность с правилом).
По мнению многих исследователей (К.А. Родкин, М.Ф. Стронин), игра является одним из эффективных приемов обучения школьников иностранному языку. Игра вызывает интерес и активность учащихся и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, а также способствует быстрому и прочному запоминанию иностранных слов и предложений. По определению Стронина М.Ф., «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением»
Исследователь игры Эльконин Д.Б. писал, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.
Статьи по теме:
Коррекционная направленность уроков русского языка
В коррекционном учреждении III вида осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования с учетом коррекционной направленности уроко ...
Понятие и значение «самостоятельная работа» студентов педагогических
колледжей при изучении курса «Методика физического воспитания и развитие детей»
В словаре русского языка С.И.Ожегова, слово «самостоятельность» обозначает совершение чего-нибудь без посторонней помощи, без постороннего участия. Опираясь на данное определение и рассматривая разли ...
Формы и методы воспитания начал патриотизма и чувства гражданственности
дошкольников
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому» – от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к род ...