Обследование состояния звукопроизношения ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Обследование состояния звукопроизношения ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

При обследовании фонематического восприятия выявлено, что Катя смешивает на слух звуки, близкие по звучанию (ш-ж, с-ш, с-’, ш-’, р-р', л-л'), делает ошибки при повторении слогов, близких по звучанию (ряд та-да-та произносит как та-та-та).

Обследование звукопроизношения проводилось с опорой на методики следующих авторов: Волковой Г. А., Коноваленко Р. И., Нищевой Г. В., Чиркиной Г. В. и других.

В отношении звукопроизношения выявлено нарушение нескольких групп звуков, а именно шипящих, [р], [р'] и [л]. Вместо нормального звучания звуков [р] и [р'] слышится горловое (рыба, торт, шар, репа, гриб, дверь), а звук [л] заменяется звуком [в] (вук – лук, гваз – глаз, стов – стол).

Для обследования состояния произношения шипящих звуков применялись следующие задания:

Задание № 1. Игра «Кто как подает звук».

Цель: выявить умение произносить шипящие звуки (ш, ж, ч', ’,) изолированно по подражанию.

Оборудование: предметные картинки (рис. 1).

Рис. 1

Ребенку нужно показать картинки и произнести звукоподражания.

Инструкция: повтори за мной (ребенок повторяет звукоподражания):

- гусь шипит так: ш-ш-ш;

- жук жужжит так: ж-ж-ж;

- кузнечик стрекочет так: ч-ч-ч;

- змея шипит так: щ-щ-щ.

Полученные результаты показали, что все звуки данной группы Катя произносила искаженно, вместо них слышался хлюпающий звук.

Задание № 2. Игра «Эхо».

Цель: выявить умение произносить шипящие звуки в слогах.

Инструкция: повтори за мной.

Лексический материал:

а) прямые слоги: б) обратные слоги:

ша, шо, шу, ше, аш, ош, уш, еш,

жа, жо, жу, же, аж, ож, уж, еж,

ща, що, щу, ще, ащ, ощ, ущ, ещ,

ча, чо, чу, че. ач, оч, уч, еч.

в) слоги со стечением согласных:

шма, шмо, шму, шмы,

жма, жмо, жму, жмы,

щма, щмо, шму, щмы,

чма, чмо, чму, чмы.

В слогах шипящие звуки так же произносились искаженно, вместо них слышался хлюпающий звук.

Задание № 3. Игра «Назови картинки».

Цель: определить состояния произношения шипящих звуков в словах, где они стоят в начале, середине и конце слова.

Оборудование: предметные картинки (рис. 2).

Инструкция: назови предметы на картинках.

Если девочка затруднялась назвать картинку, то ей оказывалась помощь: называлась картинка, после чего давалось задание повторить.

Предполагаемый результат:

Шапка, кошка, душ;

Жук, ежи, ножик;

Чайник, бабочка, мяч;

Щетка, ящик, лещ.

У Кати вместо нормального произношения группы шипящих во всех словах слышался хлюпающий звук.

Задание № 4. Игра «Повторялочка».

Цель: выявить умение произносить шипящие звуки в словосочетаниях.

Инструкция: повтори за мной.

Лексический материал: пушистая кошка, железный ножик, чистый чайник, ящик с овощами.

В словосочетаниях девочка также произносила шипящие звуки искаженно.

Задание № 5. Игра «Веселые картинки».

Цель: выявить уровень произношения шипящих звуков в предложениях.

Оборудование: сюжетные картинки (рис. 3).

Инструкция: назови, что изображено на картинках.

Если девочка затруднялась назвать изображенное на картинке, то ей оказывалась помощь в виде следующих наводящих вопросов:

- За кем охотится кошка?

- Что жуют ежи?

- Что пьют зайчиха с зайчатами?

- Что щиплют щенки?

Предполагаемый результат:

Кошка охотится за мышкой;

Ежи жуют ежевику;

Зайчиха с зайчатами пьют чай;

Щенки щиплют щетку.

Полученные результаты показали, что и в этом задании наблюдалось искаженное произношение шипящих звуков.

В ходе первичного обследования произношения шипящих звуков было выявлено, что у Кати не поставлен ни один шипящий звук. Помимо прочих нарушений речи, у девочки имеется такое нарушение звукопроизношения как боковой сигматизм шипящих.

По результатам обследования речи Кати Е. было дано следующее логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III уровня, в состав которого входят такие нарушения звукопроизношения, как ротацизм, параламбдацизм и боковой сигматизм шипящих.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Понятие «доктрины образования» и основные доктринальные положения
Национальная Доктрина российского образования исходит из следующих основных положений, подводящих итог современным воззрениям на развитие и будущее отечественного образования. 1. Образование — ведущи ...

Определение содержания учебных занятий
При подготовке к занятиям учителю необходимо тщательно продумывать вопрос о том, каким конкретно должно быть их содержание и что необходимо усвоить учащимися. Прежде всего, следует конкретизировать о ...

Понятие и виды дифференцированного обучения
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляю ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru