При обследовании фонематического восприятия выявлено, что Катя смешивает на слух звуки, близкие по звучанию (ш-ж, с-ш, с-’, ш-’, р-р', л-л'), делает ошибки при повторении слогов, близких по звучанию (ряд та-да-та произносит как та-та-та).
Обследование звукопроизношения проводилось с опорой на методики следующих авторов: Волковой Г. А., Коноваленко Р. И., Нищевой Г. В., Чиркиной Г. В. и других.
В отношении звукопроизношения выявлено нарушение нескольких групп звуков, а именно шипящих, [р], [р'] и [л]. Вместо нормального звучания звуков [р] и [р'] слышится горловое (рыба, торт, шар, репа, гриб, дверь), а звук [л] заменяется звуком [в] (вук – лук, гваз – глаз, стов – стол).
Для обследования состояния произношения шипящих звуков применялись следующие задания:
Задание № 1. Игра «Кто как подает звук».
Цель: выявить умение произносить шипящие звуки (ш, ж, ч', ’,) изолированно по подражанию.
Оборудование: предметные картинки (рис. 1).
Рис. 1
Ребенку нужно показать картинки и произнести звукоподражания.
Инструкция: повтори за мной (ребенок повторяет звукоподражания):
- гусь шипит так: ш-ш-ш;
- жук жужжит так: ж-ж-ж;
- кузнечик стрекочет так: ч-ч-ч;
- змея шипит так: щ-щ-щ.
Полученные результаты показали, что все звуки данной группы Катя произносила искаженно, вместо них слышался хлюпающий звук.
Задание № 2. Игра «Эхо».
Цель: выявить умение произносить шипящие звуки в слогах.
Инструкция: повтори за мной.
Лексический материал:
а) прямые слоги: б) обратные слоги:
ша, шо, шу, ше, аш, ош, уш, еш,
жа, жо, жу, же, аж, ож, уж, еж,
ща, що, щу, ще, ащ, ощ, ущ, ещ,
ча, чо, чу, че. ач, оч, уч, еч.
в) слоги со стечением согласных:
шма, шмо, шму, шмы,
жма, жмо, жму, жмы,
щма, щмо, шму, щмы,
чма, чмо, чму, чмы.
В слогах шипящие звуки так же произносились искаженно, вместо них слышался хлюпающий звук.
Задание № 3. Игра «Назови картинки».
Цель: определить состояния произношения шипящих звуков в словах, где они стоят в начале, середине и конце слова.
Оборудование: предметные картинки (рис. 2).
Инструкция: назови предметы на картинках.
Если девочка затруднялась назвать картинку, то ей оказывалась помощь: называлась картинка, после чего давалось задание повторить.
Предполагаемый результат:
Шапка, кошка, душ;
Жук, ежи, ножик;
Чайник, бабочка, мяч;
Щетка, ящик, лещ.
У Кати вместо нормального произношения группы шипящих во всех словах слышался хлюпающий звук.
Задание № 4. Игра «Повторялочка».
Цель: выявить умение произносить шипящие звуки в словосочетаниях.
Инструкция: повтори за мной.
Лексический материал: пушистая кошка, железный ножик, чистый чайник, ящик с овощами.
В словосочетаниях девочка также произносила шипящие звуки искаженно.
Задание № 5. Игра «Веселые картинки».
Цель: выявить уровень произношения шипящих звуков в предложениях.
Оборудование: сюжетные картинки (рис. 3).
Инструкция: назови, что изображено на картинках.
Если девочка затруднялась назвать изображенное на картинке, то ей оказывалась помощь в виде следующих наводящих вопросов:
- За кем охотится кошка?
- Что жуют ежи?
- Что пьют зайчиха с зайчатами?
- Что щиплют щенки?
Предполагаемый результат:
Кошка охотится за мышкой;
Ежи жуют ежевику;
Зайчиха с зайчатами пьют чай;
Щенки щиплют щетку.
Полученные результаты показали, что и в этом задании наблюдалось искаженное произношение шипящих звуков.
В ходе первичного обследования произношения шипящих звуков было выявлено, что у Кати не поставлен ни один шипящий звук. Помимо прочих нарушений речи, у девочки имеется такое нарушение звукопроизношения как боковой сигматизм шипящих.
По результатам обследования речи Кати Е. было дано следующее логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III уровня, в состав которого входят такие нарушения звукопроизношения, как ротацизм, параламбдацизм и боковой сигматизм шипящих.
Статьи по теме:
Понятие «доктрины образования» и основные доктринальные
положения
Национальная Доктрина российского образования исходит из следующих основных положений, подводящих итог современным воззрениям на развитие и будущее отечественного образования. 1. Образование — ведущи ...
Определение содержания учебных занятий
При подготовке к занятиям учителю необходимо тщательно продумывать вопрос о том, каким конкретно должно быть их содержание и что необходимо усвоить учащимися. Прежде всего, следует конкретизировать о ...
Понятие и виды
дифференцированного обучения
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляю ...