Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 6

К следующему этапу – автоматизации звука можно переходить только тогда, когда ребенок по просьбе может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Цель этапа автоматизации звука – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Здесь стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

При автоматизации звука в слогах нужно соединять закрепляемый согласный с гласными (а, ы, о, у) сначала в прямые слоги: ша, шо, шу, ши, затем в обратные: аш, ош, уш, ыш, далее в слоги, где звук находится между двумя согласными: аша, ашо, ашы, уша, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): што, шта, шпа, шма и т. п.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, где требуется систематическая тренировка. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – нужно подобрать по 20-30 картинок. Подбор картинок соответствует подбору слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 3-5 раз с выделением автоматизируемого звука.

Автоматизация звука в предложениях проводится в той же последовательности на базе отобранных слов. Затем звук автоматизируется в потешках, чистоговорках, стихотворениях, коротких, затем длинных рассказах, пересказах.

В заключение коррекционной работы проводится этап дифференциации звуков. Целью данного этапа является научение ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Основная задача заключается в том, чтобы постепенно и последовательно научить различать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам. Сначала работают над изолированными звуками, затем в слогах, словах, в предложениях, тексте и в самостоятельной речи.

Для осуществления зрительного контроля нужно поставить перед ребенком зеркало, с помощью которого он будет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Таким образом, в заключении теоретической части дипломной работы можно сделать следующие выводы:

1. Речь является одним из важнейших психических процессов, от которого зависят остальные когнитивные функции. Если нарушена речь, то страдают и все остальные психические процессы.

2. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. В зависимости от характера сформированности всех компонентов языка выделяют четыре уровня речевого развития.

6. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Нарушение произношения шипящих звуков носит название «сигматизма». Встречаются такие виды сигматизма шипящих звуков как межзубный, боковой и носовой.

7. В зависимости от вида сигматизма шипящих строится коррекционная работа. Она состоит из четырех этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и дифференциации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Статьи по теме:

Характеристика познавательных процессов
Игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными развитие младших школьников. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоциональ ...

Понятие и виды дидактических игр
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый п ...

Внедрение проектных предложений
При разработке образовательной политики школы особое внимание уделяется переходу школы в режим развития. Целью такого перехода является: - обеспечение оптимальной возможности для получения учащимися ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru