Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 4

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых упражнений.

3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, т. к. при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу.

4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

Для развития правильного речевого дыхания можно использовать следующие упражнения: произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две-три секунды воздух в легких и произвести протяжный плавный выдох через рот; сделать короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнести один из гласных звуков; произнести плавно на одном выдохе несколько гласных звуков и другие.

Одновременно нужно вести работу по развитию мелкой моторики рук. Помимо специальной пальчиковой гимнастики можно применять настольные игры («Мозаика», «Конструктор»), выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, мы способствуем более быстрому и эффективному овладению речью.

Еще одним из видов работы является развитие фонематического слуха, т. е. умение на слух различать звуки, близкие по звучанию, или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ребенку возможность слушать образец правильного произношения и сравнивать его с собственным искаженным произношением. Таким образом, мы направим его слуховое внимание на эти звуки, покажем разницу в их звучании и выработаем стимул для преодоления нарушения.

Искажение звуков часто связано с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития слухового внимания можно использовать различные занятия и игры («Три медведя», различение на слух различных звуков музыкальных инструментов и озвученных игрушек). Очень полезно слушать музыку.

Далее следует этап постановки правильного произношения. На этом этапе должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка: зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в каком положении зубы при произнесении того или иного звука), слуховые (когда ребенок слышит звук), тактильные (когда ребенок осязает, например «жужжание», прикладывая руку к гортани, при произнесении звонких согласных), а также вибрационный и кинестетический.

Целью данного этапа является получение правильного звучания изолированного звука. Для того чтобы отработать произношение изолированного звука, нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную базу и голос (если он необходим).

При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.

1. С помощью игры: не нужно объяснять ребенку, что вы занимаетесь постановкой звука. Предложить ему просто поиграть. Можно использовать такой игровой прием: показать какое-то действие и озвучить его. Например, мышка утащила фантик от конфетки и шуршит им – ш-ш-ш. Мы изображаем руками движения лапок и четко произносим звук [ш]. К ней прибежала другая мышка, и они стали играть вместе – щ-щ-щ. Нужно попросить ребенка изобразить другую мышку и пошуршать вместо нее. Если нужный звук не получается, обратить его слуховое внимание на то, как говорим мы, но не называть это звуком. Можно использовать и такие звукоподражания: прокололось колесо, подул сильный ветер, набегают волны на берег и т. д. Если данный способ не эффективен, нужно переходить к следующему (но первый способ попробовать в течение нескольких дней).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Воспитательный и обучающий потенциал игры
Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, о ...

Виды дидактических игр и лексических упражнений
дидактический словарь дошкольный упражнение Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существу ...

Проблемы реализации гражданско-патриотического воспитания в МОБУ СОШ № 21 г. Оренбурга
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru