На конкретных примерах рассмотрим, каким образом возможно развитие синестезии на уроках развития речи. Нами будут проанализированы несколько упражнений и наиболее удачные работы учащихся.
Школьники любого возраста с пристрастием относятся к искусству, с интересом анализируют художественные произведения, так как в них отражается духовный мир автора, композитора, художника. Таким образом возможно приобщить ребенка к культуре, в которой он живет. Анализируя произведение искусства, он способен передать свои эмоциональные ощущения.
В нашем комплексе присутствовали упражнения, основу которых составили музыкальные произведения и репродукции известных полотен. Также школьники в процессе работы знакомились с искусством фотографии и писали тексты, опираясь на свои впечатления.
Достаточно интересные описания получились в ходе работы над картиной Я. Рейсдаля «Водопад» (см. приложение). Отвечая на предложенные вопросы в ходе беседы, им удалось передать свои собственные впечатления. Приведем несколько примеров:
Саша А. 6 класс
Глядя на эту картину, я представил себя у этого водопада. Вокруг никого нет, слышно только пение птиц и журчание воды. Вокруг аромат горных цветов и свежей листвы. Если коснуться воды, то на ощупь она гладкая, холодная. Приятно в жаркий день провести время у водопада, пройтись по камням, почувствовать летнюю прохладу. В такое время хочется подумать, помечтать и просто насладиться отдыхом на природе.
Олег Б. 8 класс
Мне понравилась эта картина. Очень понравилась. Я увидел ее впервые. Интересно было услышать про художника. Отмечу точность в изображении водопада, картина похожа на фотографию. Прозрачные струйки спускаются вниз, и мне уже кажется, что я слышу журчание воды. Дует легкий ветерок, слышны песни птиц, покой и умиротворение чувствуется при взгляде на эту картину.
Ефим Н. 10 класс
По настроению мне очень близка эта картина. Пару лет назад мы отдыхали у настоящего водопада всей семьей, поэтому я сразу же вспомнил это счастливое время. Картина чудесна своей фотографичностью. Хочется заглянуть за ее рамки, мне представляется чудесная живописная панорама. Начинает казаться, что ты находишься внутри, слышишь звуки и запахи, звук потоков воды, разбивающихся о гладкие камни, свежий запах листвы, кожей чувствуешь легкое прикосновение ветра, шуршание травы и отдаленные голоса птиц, кричащих от счастья высоко в небе.
Опираясь на эти яркие примеры, мы можем судить о развитии творческого мышления учащихся, о речевых способностях, уровне развития синестетических способностей. Так, учащийся 6 класса знакомит нас со своим уникальным видением мира, пониманием природы и ее красоты, своим умением мыслить образами и видеть детали этих образов. Учащиеся 8 и 10 класса отметили фотографическую точность картины, однако работа Ефима Н. (10 класс) отличается богатым набором определений, при создании текста он опирался на эмоциональное впечатление и точно выполнил просьбу учителя описывать не то, что уже известно о явлении, а то, что чувствует и представляет в данный момент.
Не менее интересные тексты были созданы учащимися по музыкальным впечатлениям. Прослушав предложенный отрывок из «Сонаты леса» М.Чюрлениса, школьники сумели передать разнообразную гамму чувств.
Миша Щ. 6 класс
Я представил рассвет. На берегу моря сидит девушка. Вокруг лес, только что наступила весна. Девушка печальна, она мечтает, волны плещутся и разбиваются о её ноги. Лес не шумит, а пытается угадать ее мысли. Изредка поют птицы. Потом девушка поднимается, медленно идет к лесу, как будто что-то ищет, как будто чего-то ждет, но не получает ответа…
Таня П. 8 класс
Меня привлекло название самого музыкального произведения. «Соната леса». Почему соната? Может ли лес исполнять сонату? Действительно, может. Ранним утром, когда всё только просыпается, солнце появляется из-за горизонта, птицы начинают пить росу, выступившую за ночь на лепестках волшебных цветов, повсюду порхают бабочки, маленькие зверята выглядывают опасливо из кустов и начинают резвиться, пока их взрослые родители, потягиваясь, вылезают из своих укрытий. Гармония и мир царят в этом лесу, и так будет всегда.
Статьи по теме:
Попустительский стиль воспитания
«Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности с ...
Результаты опытно-педагогической работы в условиях коррекционной школы
Основными направлениями работы социального педагога в Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида являются: диагностическое, коррекционно-образовательное, социокультурное, ф ...
Количественные натуральные числа
Натуральные числа имеют две основные функции: - характеристика количества предметов; - характеристика порядка предметов, размещенных в ряд. В соответствии с этими функциями возникли понятия порядково ...