Предлагаемая программа предназначена для детей с ЗПР младшего школьного возраста и представлена системой логопедических занятий по коррекции нарушений письменной и устной речи с первого по четвертый класс.
Коррекционная работа проводится в три этапа:
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Содержание работы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Развитие навыков связного высказывания.
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Содержание работы: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтакс. конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Содержание работы: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Коррекционные упражнения служат активизации мыслительной деятельности учащихся, сокращению малоэффективной механической работы, реализации принципа взаимосвязанности знаний школьников с умениями и навыками. И, кроме того, они должны обеспечить повторяемость практических действий и применение усваиваемого материала в процессе коррекционно-учебной и практической деятельности, поэтому данная программа предполагает повторяемость материала от класса к классу, но содержание материала изменяется: привлекается новые виды деятельности и упражнений (с опорой на полученные ранее умения и навыки).
Тема и содержание коррекционной работы |
Кол-во часов |
Развитие неречевых процессов |
Основные навыки и умения |
Знакомство с логопедическим кабинетом. Уточнение пространственно – временных представлений Определение схемы тела и основных направлений в пространстве Графическое воспроизведение направлений Определение последователь- ности в пространстве Временные представления Воспитание фонематических процессов. Гласные звуки, узнавание гласного. Согласные звуки, узнавание согласного Звуковой анализ одно-сложных слов. Парные гласные (сходство) Парные гласные (различие) Диф-я а –я Диф-я о – ё Диф-я у – ю Диф-я ё – ю Диф-я ы –и Обозначение мягкости согласных посредством буквы «Ь»: -в конце слова - в середине слова Дифференциация звуков по твердости – мягкости: (на материале лексических тем) м - м’, н - н’, в - в’, т - т’, л - л’, д - д’, б - б’, п - п’, ф - ф’, х - х’, г - г’, к - к’, с - с’, з - з’, р – р, Звук «ц», его отличие от других звуков; звук «Ч», его отличие от других звуков звук «Щ», его отличие от других звуков Дифференциация звуков по звонкости – глухости. Дифференциация звуков «В – Ф» в слогах, словах, предложениях, при составлении рассказа. Дифференциация звуков «П – Б» в слогах, словах, предложениях, при составлении рассказа. Дифференциа-ция звуков «Т – Д» в слогах, словах, предложениях, при составлении рассказа. Дифференциация звуков «С – З» в слогах, словах, предложениях, при составлении рассказа Дифференциация звуков «К - Г» в слогах, словах, предложениях, при составлении рассказа Дифференциация звуков «Ш – Ж» в слогах, словах, предложениях, при составлении рассказа. Дифференциация свистящих и шипящих согласных. С – Ш З – Ж Ч – Ш Щ – Ш С – Ц Ч – Т Ч – Щ Ч – Ц С – Щ Р – Л |
Систематизация пространственных представлений учащихся. Уточнение представлений о человеческом возрасте. Задания типа: Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что: а)я сидела слева от папы, а мама слева от меня. Иван Петрович – отец Нины Ивановны, а Толя – сын Нины Ивановны. Кем Толя приходится Ивану Петровичу? Мышление: выделение четвертого лишнего (по картинкам). Восприятие: зашумленные предметы. Внимание: ме- тодика Пьеррона – Рузера. Память: запомни эти картинки. Мышление: выделение четвертого лишнего (слова). Восприятие: что нарисовано? Внимание: тест Бурдона. Память: рассмотри картинки и най ди их среди других. Логическое мышление: рисунки – головоломки. Разрезные картинки. Мышление: сюжетные вкладки Восприятие: безречевая инструкция. Внимание: пересчет знаков. Мышление: методика Косса. Восприятие: пространственные фигурки. Внимание: тест кодирования. Словесная память: запомни слова. Мышление: куда что вложить? Восприятие: покажи, какие фигуры ты видел. Восприятие: вычеркни флажки зеленым, кружки красным, полукружки – желтым. Память: по методике Л.В. Занкова: слова для запоминания и такое же количество картинок (лицевой стороной вниз), произнести первое слово, ребенок должен взять первую картинку и использовать ее (в мыслительном плане) для запоминания слова. Затем ученик воспроизводит слова, используя карточку. |
Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко – слогового и морфологического анализа слов Учащиеся должны осознавать схему собственного тела, определять направление в пространстве, ориентироваться в окружающем «малом» пространстве. Тренировка в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков (тренировка руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении). Дети должны научиться в результате тренировок удерживать артикуляцию каждого гласного звука под счет (от 3 до 5) и узнавать звук по показу беззвучной артикуляции, узнавать и вычленять гласный (на слух). Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него). Тренировка в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху). Упражнения в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда. Учащиеся должны уметь: дифференцировать твердые и мягкие согласные в словах уточнить двузначность многих букв, обозначающих согласные звуки, т.к. одна и та же буква предполагает двоякое звучание, твердое или мягкое, в зависимости от последующей буквы. Усвоить мягкость согласных звуков перед Е, Е,Ю, Я, И. Приобрести навык чтения с ориентировкой на последующую букву, особенно в прямых открытых слогах. Уметь выделять изучаемые звуки из слов в начальной позиции (по картинкам, в дальнейшем – на слух), сравнивать звуки по артикуляции, соотносить с соответствующими буквами. Уметь выделять изучаемые звуки из слов в начальной позиции, в середине, в конце слов (по картинкам и на слух), определять общий звук, сравнивать их по артикуляции, соотносить с соответствующими буквами. Уметь видеть и наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, уметь проверять сомнительные согласные. Уметь выделять указанные согласные из слов в различных позициях, сравнивать их по артикуляции, подчеркивая различие; уметь узнавать изолированные звуки по беззвучному артикулированию, уметь дифференцировать их в словах, узнавать звук на фоне слова; уметь составлять предложения и рассказы, насыщенные данными звуками; дифференцировать их на слух и в письменной речи. Уметь дифференцировать пары звуков, характеризуя их по артикуляции, уметь выполнять двойную инструкцию. | |
Работа на лексическом уровне. слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др. Расширение словарного запаса уч-ся: Слово – как часть предложения Слова – сорняки. Синонимы (слова-«приятели» Антонимы (слова –«неприятели» Омонимы (слова-«близнецы» Многозначность слов Слоговой анализ и синтез слов. Составление слов из слогов, деление слов на слоги Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов Типы слогов Ударение в слове Ударение в слове (фонетическая, смыслораз-личительная, формо-различительная роль ударения) Схемы слого–ритмической структуры слов (двухсложные и трехсложные слова). Безударные гласные (один – много, много – один) и др. Состав слова (морфологический анализ и синтез слов) Корень слова Сложные Слова Приставка Суффикс Закрепление темы: «Состав слова». |
Мышление: сравнение картинок: чем похожи и чем непохожи? Память: методика А.Н. Леонтьева. Внимание: таблица Шульта Восприятие: тест Ровена. Слуховая память: запомни цифры, слова, предложения. Мышление: классификация по родовым понятиям. Восприятие: сделай так. Внимание: таблица Шульта Мышление: сюжетные вкладки: куда что вложить? Память: (особенности памяти, внимания) Разрезные картинки. Выделение признаков предметов (цвет, форма, величина) Узнавание предметов по данным признакам. Мышление: сюжет с нелепым содержанием. Группировка предметов по двум признакам. Выделение признаков предметов, Группировка предметов по двум признакам Узнавание предметов по двум признакам. |
Уметь использовать в устной речи слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, цветы, животные домашние и дикие; дикие и домашние птицы, игрушки, учебные вещи, инструменты, транспорт, мебель, профессии. Уч-ся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая сходство и различие. Уч-ся должны усвоить понятие «слово», его лексическое и грамматическое значение. Основные задачи лексической работы: количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений) качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний) очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов. Уметь подбирать слова парами, близкие по значению, различные по звуковому составу; противоположные по значению; уметь объяснять значение «слов-близнецов» (одинаковых по написанию, различных по значению), уметь определять прямое и переносное значение слов и применять их в самостоятельной речи. Знать, что слог – часть слова, не заключающая в себе смысла слова; уметь составлять слова из слогов, делить слова на слоги, превращать односложные слова в двусложные (ключ-ключик) и двусложные слова в трехсложные. Уметь проговаривать слова, выделяя голосом ударный по подражанию;самостоятельно воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукиванием, отхлопыванием), узнавать слово по его звуковой схеме, по зрительной схеме. Уметь видеть разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции, подбирать проверочные слова. Дать уч-ся понятие о родственных словах; научить подбирать однокоренные слова. Провести работу с однокоренными словами, не являющимися родственными (гора – горевать) Уметь образовать новое слово с помощью приставки, суффикса Подбирать к данным схемам из книг слова соответствующей морфологической структуры по образцу: ¬∩; ¬∩ڤ; ∩ڤ; ∩٨; ¬∩٨; ∩٨ٱ; ¬∩٨ٱ… | |
Работа на синтаксическом уровне Словосочетание и предложение Составление предложений по опорным картинкам Предложение Предложение, как речевая единица (членение сплошного текста на предложения) Согласование слов в числе Согласование слов в числе (изменение слов по числам) Согласование в роде Управление. Кого? Что? (винительный падеж) Кого? Чего? (родительный падеж) Кому? Чему? (дательный падеж) О (в, на …) ком? Чем? (предложный падеж) Кем? Чем? (творительный падеж) Закрепление падежных форм. Предлоги. Предлоги (уточнение конкретно – пространственных значений предлогов) Дифференциация предлогов и приставок. Резерв времени (составление рассказов по опорным картинкам, картиночкам – подсказкам, опорным словам, опорным буквам) |
Мышление: методика Косса. Восприятие: тест Ровена. Мышление: пословицы и поговорки. Восприятие: в предмете что-то недорисовано. Внимание: пересчет кружков в секторе круга. Память: запомни узор Внимание: таблица Шульта (а). Слуховая память: запомни предложения. Задания типа: У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трех водолазов. Сколько ног осталось у осьминога на то, что-бы поймать еще одно-го? Две женщины шли в город и встретили по дороге еще 5 женщин. Сколько всего женщин шло в город? Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет ве-сить, если встанет на обе ноги? Чтобы сварить 1 кг мяса требуется 1 час. За сколько часов сварятся 2 кг мяса? Задания типа: 7 розочек на торте. Разрезать на 7 кусков так, чтобы на каждом было по розочке. На картинке отделить коз от капусты тремя прямыми линиями. На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? Два сына и два отца съели три яйца. По сколько съел каждый. Как они разделили? (по одному сын папа и дедушка) Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку, какая рыба поймана раньше? Позже? |
Уметь определять количество и последовательность слов в предложении; составлять схему предложения; сопоставлять слова и предложения как речевые единицы. Уметь видеть интонационное обособление фразы при чтении и обозначать границы предложений при записи текста. Уметь выполнять упражнения с практическим использованием категории числа (без ее определения); уметь согласовывать числа в роде. Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в с/сочетании к зависимому: работа с падежами не преследует цель обучить детей правописанию окончаний склоняемых частей речи, а является одним из средств изживания аграмматизмов в речи (как экспрессивной, так и импрессивной). Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов. Уметь дифференцировать предлоги и приставки: обратить внимание на слитное и раздельное написание. Знать, что перед глаголами не бывает предлогов. |
Статьи по теме:
Самостоятельная работа студентов-дипломников - вопросы
антропологической собственности
Философы говорят, каковы ценности, таковы общество и личность. На этапе социальной трансформации происходят существенные изменения в сфере труда, собственности, власти, информации, знаний и образован ...
Методические особенности изучения нарушений в общении
родителей и подростков с осложненным поведением
Социальный педагог, хорошо зная семьи с конкретным жизненным укладом и их детей, сочетая коллективные и индивидуальные формы работы с родителями, способствует активизации воспитательных возможностей ...
Обучение одаренных детей в обычном классе
Существует несколько технологий обучения одаренных детей в обычном классе. В данной курсовой работе мы хотим рассмотреть технологии «Труднейший первый шаг», «Уплотнение учебной программы», «Независим ...