Программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов с ЗПР

Статьи о педагогике » Особенности дисграфических ошибок учащихся с задержкой психического развития » Программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов с ЗПР

Страница 1

Предлагаемая программа предназначена для детей с ЗПР младшего школьного возраста и представлена системой логопедических занятий по коррекции нарушений письменной и устной речи с первого по четвертый класс.

Коррекционная работа проводится в три этапа:

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Содержание работы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Развитие навыков связного высказывания.

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

Содержание работы: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтакс. конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

Восполнение пробелов в формировании связной речи.

Содержание работы: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Коррекционные упражнения служат активизации мыслительной деятельности учащихся, сокращению малоэффективной механической работы, реализации принципа взаимосвязанности знаний школьников с умениями и навыками. И, кроме того, они должны обеспечить повторяемость практических действий и применение усваиваемого материала в процессе коррекционно-учебной и практической деятельности, поэтому данная программа предполагает повторяемость материала от класса к классу, но содержание материала изменяется: привлекается новые виды деятельности и упражнений (с опорой на полученные ранее умения и навыки).

Тема и содержание коррекционной работы

Кол-во часов

Развитие неречевых процессов

Основные навыки и умения

Знакомство с логопедическим кабинетом.

Уточнение пространственно – временных представлений

Определение схемы тела и основных направлений в пространстве

Графическое воспроизведение направлений

Определение последователь-

ности в пространстве

Временные представления

Воспитание фонематических процессов.

Гласные звуки, узнавание гласного.

Согласные звуки, узнавание согласного

Звуковой анализ одно-сложных слов.

Парные гласные (сходство)

Парные гласные (различие)

Диф-я а –я

Диф-я о – ё

Диф-я у – ю

Диф-я ё – ю

Диф-я ы –и Обозначение мягкости согласных посредством буквы «Ь»:

-в конце слова

- в середине слова

Дифференциация звуков по твердости – мягкости:

(на материале лексических тем)

м - м’, н - н’, в - в’, т - т’, л - л’, д - д’, б - б’, п - п’, ф - ф’, х - х’, г - г’, к - к’, с - с’, з - з’, р – р,

Звук «ц», его отличие от других звуков;

звук «Ч», его отличие от других звуков

звук «Щ», его отличие от других звуков

Дифференциация звуков по звонкости – глухости.

Дифференциация звуков «В – Ф» в слогах, словах, предложениях, при составлении рассказа.

Дифференциация звуков «П – Б» в слогах, словах, предложениях, при составлении рассказа.

Дифференциа-ция звуков «Т – Д» в слогах, словах, предложениях, при составлении рассказа.

Дифференциация звуков «С – З» в слогах, словах, предложениях, при составлении рассказа

Дифференциация звуков «К - Г» в слогах, словах, предложениях, при составлении рассказа

Дифференциация звуков «Ш – Ж» в слогах, словах, предложениях, при составлении рассказа.

Дифференциация свистящих и шипящих согласных.

С – Ш

З – Ж

Ч – Ш

Щ – Ш

С – Ц

Ч – Т

Ч – Щ

Ч – Ц

С – Щ

Р – Л

Систематизация пространственных представлений учащихся. Уточнение представлений о человеческом возрасте.

Задания типа: Мама, папа и я сидели на скамейке.

В каком порядке мы сидели, если известно, что: а)я сидела слева от папы, а мама слева от меня.

Иван Петрович – отец Нины Ивановны, а Толя – сын Нины Ивановны. Кем Толя приходится Ивану Петровичу?

Мышление: выделение четвертого лишнего (по картинкам).

Восприятие: зашумленные предметы.

Внимание: ме-

тодика Пьеррона – Рузера.

Память: запомни эти картинки.

Мышление: выделение четвертого лишнего (слова).

Восприятие: что нарисовано?

Внимание: тест Бурдона.

Память: рассмотри картинки и най ди их среди других.

Логическое мышление: рисунки – головоломки.

Разрезные картинки.

Мышление: сюжетные вкладки

Восприятие: безречевая инструкция.

Внимание: пересчет знаков.

Мышление: методика Косса.

Восприятие: пространственные фигурки.

Внимание: тест кодирования.

Словесная память: запомни слова.

Мышление: куда что вложить?

Восприятие: покажи, какие фигуры ты видел.

Восприятие: вычеркни флажки зеленым, кружки красным, полукружки – желтым.

Память: по методике Л.В. Занкова: слова для запоминания и такое же количество картинок (лицевой стороной вниз), произнести первое слово, ребенок должен взять первую картинку и использовать ее (в мыслительном плане) для запоминания слова. Затем ученик воспроизводит слова, используя карточку.

Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко – слогового и морфологического анализа слов

Учащиеся должны осознавать схему собственного тела, определять направление в пространстве, ориентироваться в окружающем «малом» пространстве.

Тренировка в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков (тренировка руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении).

Дети должны научиться в результате тренировок удерживать артикуляцию каждого гласного звука под счет (от 3 до 5) и узнавать звук по показу беззвучной артикуляции, узнавать и вычленять гласный (на слух).

Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него).

Тренировка в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху).

Упражнения в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.

Учащиеся должны уметь:

дифференцировать твердые и мягкие согласные в словах

уточнить двузначность многих букв, обозначающих согласные звуки, т.к. одна и та же буква предполагает двоякое звучание, твердое или мягкое, в зависимости от последующей буквы.

Усвоить мягкость согласных звуков перед Е, Е,Ю, Я, И.

Приобрести навык чтения с ориентировкой на последующую букву, особенно в прямых открытых слогах.

Уметь выделять изучаемые звуки из слов в начальной позиции (по картинкам, в дальнейшем – на слух), сравнивать звуки по артикуляции, соотносить с соответствующими буквами.

Уметь выделять изучаемые звуки из слов в начальной позиции, в середине, в конце слов (по картинкам и на слух), определять общий звук, сравнивать их по артикуляции, соотносить с соответствующими буквами.

Уметь видеть и наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, уметь проверять сомнительные согласные.

Уметь выделять указанные согласные из слов в различных позициях, сравнивать их по артикуляции, подчеркивая различие; уметь узнавать изолированные звуки по беззвучному артикулированию, уметь дифференцировать их в словах, узнавать звук на фоне слова; уметь составлять предложения и рассказы, насыщенные данными звуками; дифференцировать их на слух и в письменной речи.

Уметь дифференцировать пары звуков, характеризуя их по артикуляции, уметь выполнять двойную инструкцию.

Работа на лексическом уровне.

слова, обозначающие предметы,

слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др.

Расширение словарного запаса уч-ся:

Слово – как часть предложения

Слова – сорняки.

Синонимы (слова-«приятели»

Антонимы (слова –«неприятели»

Омонимы (слова-«близнецы»

Многозначность слов

Слоговой анализ и синтез слов.

Составление слов из слогов, деление слов на слоги

Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов

Типы слогов

Ударение в слове

Ударение в слове (фонетическая, смыслораз-личительная, формо-различительная роль ударения)

Схемы слого–ритмической структуры слов (двухсложные и трехсложные слова).

Безударные гласные (один – много, много – один) и др.

Состав слова (морфологический анализ и синтез слов)

Корень слова

Сложные

Слова

Приставка

Суффикс

Закрепление темы: «Состав слова».

Мышление: сравнение картинок: чем похожи и чем непохожи?

Память: методика А.Н. Леонтьева.

Внимание: таблица Шульта

Восприятие: тест Ровена.

Слуховая память: запомни цифры, слова, предложения.

Мышление: классификация по родовым понятиям.

Восприятие: сделай так.

Внимание: таблица Шульта

Мышление: сюжетные вкладки: куда что вложить?

Память: (особенности памяти, внимания)

Разрезные картинки.

Выделение признаков предметов (цвет, форма, величина)

Узнавание предметов по данным признакам.

Мышление: сюжет с нелепым содержанием.

Группировка предметов по двум признакам.

Выделение признаков предметов,

Группировка предметов по двум признакам

Узнавание предметов по двум признакам.

Уметь использовать в устной речи слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, цветы, животные домашние и дикие; дикие и домашние птицы, игрушки, учебные вещи, инструменты, транспорт, мебель, профессии.

Уч-ся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая сходство и различие.

Уч-ся должны усвоить понятие «слово», его лексическое и грамматическое значение.

Основные задачи лексической работы:

количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений)

качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний)

очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.

Уметь подбирать слова парами, близкие по значению, различные по звуковому составу; противоположные по значению; уметь объяснять значение «слов-близнецов» (одинаковых по написанию, различных по значению), уметь определять прямое и переносное значение слов и применять их в самостоятельной речи.

Знать, что слог – часть слова, не заключающая в себе смысла слова; уметь составлять слова из слогов, делить слова на слоги, превращать односложные слова в двусложные (ключ-ключик) и двусложные слова в трехсложные.

Уметь проговаривать слова, выделяя голосом ударный по подражанию;самостоятельно воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукиванием, отхлопыванием), узнавать слово по его звуковой схеме, по зрительной схеме.

Уметь видеть разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции, подбирать проверочные слова.

Дать уч-ся понятие о родственных словах; научить подбирать однокоренные слова.

Провести работу с однокоренными словами, не являющимися родственными (гора – горевать)

Уметь образовать новое слово с помощью приставки, суффикса

Подбирать к данным схемам из книг слова соответствующей морфологической структуры по образцу:

¬∩; ¬∩ڤ; ∩ڤ; ∩٨; ¬∩٨;

∩٨ٱ; ¬∩٨ٱ…

Работа на синтаксическом уровне

Словосочетание и предложение

Составление предложений по опорным картинкам

Предложение

Предложение, как речевая единица (членение сплошного текста на предложения)

Согласование слов в числе

Согласование слов в числе (изменение слов по числам)

Согласование в роде

Управление.

Кого? Что? (винительный падеж)

Кого? Чего? (родительный падеж)

Кому? Чему? (дательный падеж)

О (в, на …) ком? Чем? (предложный падеж)

Кем? Чем? (творительный падеж)

Закрепление падежных форм.

Предлоги.

Предлоги (уточнение конкретно – пространственных значений предлогов)

Дифференциация предлогов и приставок.

Резерв времени

(составление рассказов по опорным картинкам, картиночкам – подсказкам, опорным словам, опорным буквам)

Мышление: методика Косса.

Восприятие: тест Ровена.

Мышление: пословицы и поговорки.

Восприятие: в предмете что-то недорисовано.

Внимание: пересчет кружков в секторе круга.

Память: запомни узор

Внимание: таблица Шульта (а).

Слуховая память: запомни предложения.

Задания типа:

У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трех водолазов.

Сколько ног осталось у осьминога на то, что-бы поймать еще одно-го?

Две женщины шли в город и встретили по дороге еще 5 женщин. Сколько всего женщин шло в город?

Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет ве-сить, если встанет на обе ноги?

Чтобы сварить 1 кг мяса требуется 1 час. За сколько часов сварятся 2 кг мяса?

Задания типа:

7 розочек на торте. Разрезать на 7 кусков так, чтобы на каждом было по розочке.

На картинке отделить коз от капусты тремя прямыми линиями.

На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?

Два сына и два отца съели три яйца. По сколько съел каждый. Как они разделили? (по одному сын папа и дедушка)

Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку, какая рыба поймана раньше? Позже?

Уметь определять количество и последовательность слов в предложении; составлять схему предложения; сопоставлять слова и предложения как речевые единицы.

Уметь видеть интонационное обособление фразы при чтении и обозначать границы предложений при записи текста.

Уметь выполнять упражнения с практическим использованием категории числа (без ее определения); уметь согласовывать числа в роде.

Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в с/сочетании к зависимому:

работа с падежами не преследует цель обучить детей правописанию окончаний склоняемых частей речи, а является одним из средств изживания аграмматизмов в речи (как экспрессивной, так и импрессивной).

Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.

Уметь дифференцировать предлоги и приставки: обратить внимание на слитное и раздельное написание. Знать, что перед глаголами не бывает предлогов.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Самостоятельная работа студентов-дипломников - вопросы антропологической собственности
Философы говорят, каковы ценности, таковы общество и личность. На этапе социальной трансформации происходят существенные изменения в сфере труда, собственности, власти, информации, знаний и образован ...

Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением
Социальный педагог, хорошо зная семьи с конкретным жизненным укладом и их детей, сочетая коллективные и индивидуальные формы работы с родителями, способствует активизации воспитательных возможностей ...

Обучение одаренных детей в обычном классе
Существует несколько технологий обучения одаренных детей в обычном классе. В данной курсовой работе мы хотим рассмотреть технологии «Труднейший первый шаг», «Уплотнение учебной программы», «Независим ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru