Профориентационная работа в школе ведется со старшеклассниками в подростковом возрасте, именно в этом возрасте появляется особый интерес к себе как личности.
В подростковом возрасте происходит выработка соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Соответствующие интересы и склонности зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах.
В старших классах появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, которые позволяют заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Подросток начинает с нарастающим интересом присматриваться к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентаций.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становиться центральным новообразованием ранней юности. Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему.
Традиционный смысл профконсультационной помощи видеться в выдаче самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций о выборе подходящей для него профессии или сферы деятельности. Основанием для такой рекомендации является изучение качеств подростка и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.
В более современном понимании смысл профконсультационной помощи сводиться к постепенному формированию у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке профессиональных планов и перспектив. При этом конкретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из элементов профессионального самоопределения вообще, а также одно из упражнений для формирования способности к последующим профессиональным выборам, которых на протяжении жизни у человека случается немало.
В данной дипломной работе мы проводили исследование профессиональной направленности старшеклассников и автоматизировали применяемые нами методики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Анализ литературы по проблемам профориентационной работы в школе;
Сбор данных об используемых методах профориентационной работы в школе;
Составление батареи методик для исследования профессиональной направленности старшеклассников;
Анкетирование школьников по выбранным методикам;
Анализ информационных технологий по автоматизации тестов;
Автоматизирование методик.
В рамках дипломной работы было проведено исследование цель которого состояла в выявлении сформированности профессиональных интересов и склонностей учащихся 10 - 11 классов и проведении их сравнительного анализа.
Объектом исследования является мотивационная направленность старшеклассников.
Предметом исследования является выявление индивидуальных склонностей и способностей личности, с целью оказания помощи в выборе профессии.
Гипотеза исследования такова, что вовремя выявленные интересы и склонности учащихся существенным образом влияют на правильный выбор профессии.
Для проверки выдвинутой гипотезы мы использовали метод тестирования. Нами применялись следующие методики:
дифференциально-диагностический опросник (ДДО) интересов Е.А. Климова, служащий для оценки профориентационной направленности личности;
методика "Карта интересов А.Е. Голомштока", которая изучает интересы и склонности старшеклассников в различных сферах деятельности;
тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана, предназначенный для диагностики устойчивых мотивов деятельности личности.
Результаты тестирования
Тест: "Карта интересов"
Результаты тестирования по данной методике представлены в таблице
Таблица 3.1 - Результаты тестирования 10 А класс
Вид деятельности: |
биология |
география |
геология |
медицина |
легкая и пищевая промышленность |
физика |
химия |
техника |
электрорадиотехника |
металлообработка |
деревообработка |
строительство |
транспорт |
авиация, морское дело |
военное дело |
история |
литература |
журналистика |
общественная деятельность |
педагогика |
право, юриспруденция |
сфера обслуживания, торговля |
математика |
экономика |
иностранный язык |
изобразительное искусство |
сценическое искусство |
музыка |
физкультура, спорт | |
Ф.И., возраст | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Верещагина Лена, 15 |
3 |
-5 |
-2 |
0 |
-1 |
1 |
-2 |
-3 |
-2 |
-6 |
-5 |
-3 |
1 |
-5 |
7 |
4 |
-6 |
1 |
0 |
-6 |
-4 |
3 |
-5 |
1 |
-3 |
-3 |
-1 |
-3 |
9 | |
2. Тутатчикова Рита, 15 |
-5 |
-6 |
-6 |
-3 |
-5 |
-5 |
-5 |
-8 |
-10 |
-11 |
-9 |
-12 |
-10 |
-6 |
-7 |
-4 |
-11 |
0 |
1 |
-6 |
0 |
0 |
-8 |
-3 |
-1 |
-5 |
-2 |
-3 |
1 | |
3. Нагорнов Денис, 16 |
4 |
2 |
2 |
-9 |
5 |
3 |
-3 |
4 |
7 |
7 |
8 |
-5 |
-2 |
2 |
5 |
-2 |
-6 |
-6 |
-5 |
-7 |
-2 |
-4 |
-3 |
-4 |
1 |
-8 |
-5 |
-5 |
8 | |
4. Замалтдинова Полина |
-6 |
-2 |
-4 |
-4 |
-2 |
-6 |
-6 |
-5 |
-6 |
-7 |
-5 |
-5 |
-6 |
-2 |
-4 |
2 |
-4 |
-1 |
-2 |
0 |
0 |
3 |
-6 |
2 |
-3 |
-2 |
4 |
-6 |
-4 | |
5. Хуснутдинова Альфия, 15 |
-7 |
-2 |
-1 |
-3 |
1 |
-5 |
-4 |
-7 |
-5 |
-6 |
-1 |
-3 |
-1 |
-1 |
-3 |
-6 |
-7 |
0 |
1 |
1 |
4 |
3 |
-9 |
-3 |
0 |
-3 |
4 |
-1 |
-1 | |
6. Довыденко Наташа, 15 |
-5 |
1 |
-5 |
-1 |
-4 |
-4 |
-3 |
-2 |
-3 |
-7 |
-6 |
-6 |
-4 |
1 |
-1 |
-1 |
-4 |
0 |
0 |
2 |
5 |
4 |
-6 |
-2 |
4 |
-2 |
0 |
0 |
-6 | |
7. Попкова Олеся, 15 |
-3 |
-5 |
-3 |
3 |
-5 |
-7 |
-3 |
-6 |
-6 |
-6 |
-4 |
-6 |
-5 |
1 |
1 |
-6 |
-7 |
2 |
3 |
3 |
5 |
1 |
-4 |
0 |
-6 |
-2 |
0 |
2 |
-4 | |
8. Хамбекова Даша, 15 |
0 |
-1 |
0 |
-3 |
-1 |
-5 |
-9 |
-8 |
-8 |
-9 |
-6 |
-11 |
-9 |
-8 |
-11 |
-2 |
0 |
1 |
-1 |
-4 |
-3 |
2 |
-11 |
-1 |
10 |
2 |
-1 |
-4 |
0 | |
9. Хорунжая Полина, 16 |
-5 |
-4 |
-9 |
2 |
-8 |
-8 |
-8 |
-6 |
-8 |
-7 |
-5 |
-4 |
-8 |
-3 |
-2 |
5 |
7 |
7 |
1 |
-8 |
-1 |
1 |
-11 |
0 |
1 |
5 |
7 |
1 |
0 | |
10. Исакова Марина, 15 |
-8 |
-8 |
-12 |
-11 |
-3 |
-3 |
-11 |
-12 |
-11 |
-11 |
-8 |
-11 |
-10 |
-8 |
-7 |
-8 |
-12 |
-6 |
-3 |
-9 |
-3 |
-4 |
-12 |
-10 |
1 |
-8 |
4 |
5 |
-6 | |
11. Жевела Анна, 15 |
-6 |
0 |
-4 |
-4 |
-2 |
-6 |
-6 |
-1 |
-4 |
-4 |
-6 |
-6 |
-6 |
-4 |
-6 |
4 |
-2 |
-4 |
0 |
0 |
0 |
3 |
-6 |
4 |
-2 |
0 |
2 |
-6 |
-4 | |
12. Димитрова Лена, 16 |
-7 |
-2 |
-7 |
-7 |
-7 |
-6 |
-7 |
-5 |
-7 |
-7 |
-5 |
-4 |
-4 |
-6 |
-5 |
-6 |
-7 |
0 |
-3 |
-7 |
-4 |
-2 |
-7 |
-1 |
-7 |
-4 |
-2 |
-2 |
-4 | |
13. Романовский Алеша, 16 |
1 |
-11 |
-8 |
-5 |
-7 |
10 |
12 |
11 |
12 |
11 |
12 |
-8 |
2 |
1 |
10 |
-6 |
-12 |
-7 |
-9 |
-7 |
-2 |
-6 |
7 |
-1 |
-9 |
-9 |
-8 |
-5 |
-2 | |
14. Кузенков Евгений, 15 |
-11 |
-11 |
-12 |
-11 |
-9 |
-5 |
-11 |
-1 |
-8 |
-12 |
-11 |
-11 |
0 |
-5 |
0 |
-10 |
-12 |
-6 |
0 |
-7 |
2 |
-5 |
-12 |
1 |
-7 |
-1 |
-1 |
-9 |
-1 | |
15. Троцкая Вика, 15 |
-7 |
-6 |
-6 |
-5 |
-4 |
1 |
4 |
-4 |
-6 |
-8 |
-5 |
-4 |
-4 |
-1 |
-2 |
-5 |
-9 |
-2 |
-3 |
-2 |
-1 |
-2 |
-5 |
-4 |
-5 |
-7 |
-5 |
-5 |
-6 | |
16. Милюшкина Оля, 16 |
-7 |
-3 |
-6 |
-7 |
-6 |
-6 |
-7 |
-4 |
-4 |
-8 |
-5 |
-8 |
-5 |
1 |
-5 |
-4 |
-2 |
-1 |
-2 |
-5 |
-3 |
-2 |
-8 |
-5 |
0 |
-5 |
7 |
5 |
-2 | |
17. Джугастранская Катя, 15 |
-5 |
-6 |
-8 |
-7 |
-6 |
-5 |
-8 |
-5 |
-5 |
-8 |
-6 |
-7 |
-7 |
-4 |
-5 |
-5 |
-7 |
-2 |
-4 |
-2 |
-1 |
-2 |
-6 |
-4 |
-4 |
-6 |
-5 |
-5 |
-4 | |
18. Лаук Сергей, 16 |
1 |
3 |
1 |
-1 |
-5 |
7 |
0 |
5 |
4 |
1 |
2 |
0 |
7 |
7 |
9 |
5 |
-7 |
-2 |
4 |
0 |
8 |
-1 |
-2 |
3 |
-6 |
-4 |
-4 |
-2 |
8 | |
19. Вадимов Вова, 15 |
-6 |
-4 |
-3 |
6 |
-4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
1 |
-2 |
-4 |
2 |
10 |
2 |
1 |
-6 |
-2 |
2 |
-4 |
-3 |
0 |
-6 |
0 |
-6 |
-6 |
-2 |
-5 |
1 | |
20. Половникова Наталья, 16 |
-4 |
-5 |
-3 |
0 |
4 |
4 |
-3 |
-4 |
-6 |
-6 |
-4 |
-6 |
-1 |
0 |
1 |
-5 |
-4 |
0 |
4 |
2 |
8 |
1 |
-4 |
-2 |
-6 |
-6 |
-3 |
-2 |
2 | |
21. Кувеко Карина |
-4 |
-4 |
-5 |
3 |
-8 |
-5 |
0 |
-5 |
-8 |
-8 |
-5 |
-8 |
-6 |
0 |
-4 |
2 |
-4 |
-1 |
3 |
-9 |
0 |
3 |
-9 |
1 |
-3 |
3 |
1 |
2 |
-7 | |
22. Тимошенко Таня, 16 |
-6 |
-7 |
-8 |
-9 |
-8 |
-6 |
-11 |
-9 |
-9 |
-10 |
-6 |
-10 |
-9 |
-7 |
-5 |
-4 |
-4 |
-4 |
-2 |
-6 |
4 |
-1 |
-10 |
-6 |
-1 |
-4 |
4 |
1 |
-3 |
Статьи по теме:
Особенности развития наглядно-образного, словесно-логического и творческого
мышления школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего
подросткового возраста
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, выступает как понимание речевой продукции (устной и письменной). По ...
Методика нравственного воспитания старших дошкольников
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должног ...
Условия успешного обучения дошкольников началам математики
В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления - к творче ...