Например: в слове восход буква "О" изображена в виде солнца; в слове снег буква "Г" нарисована как висящая зимой сосулька с падающими на все слово снежинками; в слове хорошо буквы "О" нарисованы как воздушные шары на веревочках; в слове лопата буква "О" нарисована в виде лопаты; в словах огурец и огород буквы О имеют вид огурца; в слове сапоги буква "А" нарисована в красных резиновых сапогах (буква получается вдвое выше самого слова).
Логопед дает ребенку инструкцию следующего содержания:
— Я сейчас покажу тебе несколько карточек. На них будут написаны разные знакомые и незнакомые тебе слова. В каждом слове одна или несколько букв выделены цветом. Когда я буду называть слово и показывать карточку, ты это слово повтори про себя и глазами хорошенько запомни. Обрати особое внимание на цветные буквы в словах. Когда ты просмотришь и проговоришь про себя это слово, я попрошу тебя в своей тетради написать его. А потом мы сверим свои записи.
Игра "Дорога домой"
Цель: развитие зрительной памяти и пространственных представлений.
Инструкция:
Логопед задает ребенку направление по лабиринту (приложение 6). Ребенку предлагается рассмотреть картинку-схему (внизу в рамке), после чего картинку-схему закрывают, и ребенок на карте карандашом отмечает дорожку к нужному дому. Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал.
Упражнение "Корректурная проба"
Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы букв и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.
Инструкция:
В течение 3-5 минут ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Сначала одну букву, далее можно усложнить задание (например, букву "а" зачеркнуть, а букву "о" обвести). Желательно задавать те буквы, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы (например, ч-щ, с-ш, з-ж).
Дидактическая игра "Пирамида"
Цель: развитие зрительной памяти и звуко-буквенного анализа.
Инструкция:
Ребенку дается задание воспроизвести по памяти "пирамиду" из слов с различным количеством букв, например, как в приложении 8. Время экспозиции плаката с "пирамидой" составляет 20-30 секунд.
Игра "Поле чудес"
Цель: развитие зрительной памяти и звуко-буквенного анализа
Инструкция:
На доске вывешивается плакат со словами, например:
ключ, ведро, птица, игрушка,
чашка, дерево, пуговица, арбуз.
Доска закрывается. Ребенку предлагают выбрать карточку с вопросами:
Сколько букв в предпоследнем слове?
Какие два слова начинались с гласной буквы?
Назови третье с начала слово.
Напиши два слова, оканчивающиеся на согласные.
Встречалась ли в названных словах буква "Ц"?
Было ли среди слов название ягоды?
В начале коррекционной работы можно предлагать ребенку отвечать только на 1-2 вопроса, постепенно увеличивая количество вопросов.
Игра "Брейн-ринг"
Цель: развитие зрительной памяти и навыков работы с текстом.
Инструкция:
Ребенок читает один раз текст, например:
Между Цветочным городом и Ромашковой поляной восемь остановок. Если вы сядете на пятнадцатый трамвай и сойдете на третьей остановке с конца, которая называется "Сосновая улица", перед вами будет магазин "Игрушки". На третьей полке слева от входа сидит полосатый зверь по имени Тигр. Купите его, пожалуйста, в подарок своей тете.
После прочтения текста ребенок выбирает конверт с одним из следующих вопросов:
Сколько остановок от Цветочного города до Сосновой улицы?
Какой трамвай идет до Сосновой улицы?
Как называется конечная остановка трамвая?
На какой полке сидит нужная нам игрушка?
Какому родственнику предназначается подарок?
Какое слово было первым в нашем рассказе?
В процессе коррекционной работы количество вопросов постепенно увеличивается.
Упражнение "Бордюр"
Цель: развитие зрительной памяти и графо-моторных навыков.
Статьи по теме:
Объём и содержание понятия. Классификация понятий
Объекты реальной действительности обладают: а) едиными свойствами, выражающими его отличительные свойства (например, уравнение третьей степени с одной переменной – кубическое уравнение); б) общими св ...
«Идеал учащегося народа»
и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
«Доктрина» российского образования исходит из «идеала учащегося народа» сформулированного В. И. Вернадским в начале ХХ века. Этот общественный идеал исторически сложился в России (Д.И.Менделеев, В.И. ...
Национальная доктрина развития образования и
национальная идея России
Образованная, просвещенная Россия – ядро национальной идеи России, русской идеи. Национальную идею невозможно изобрести, создать с помощью какой-либо группы ученых или «идеологов» по заказу, она скла ...