Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте

Статьи о педагогике » Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии » Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте

Страница 3

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Младший школьник должен многое запоминать, заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить выученное и уметь воспроизвести его через длительное время как устно, так и письменно. Неумение ребенка запоминать не только сказывается на его учебной деятельности, но и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Общеизвестно, что хорошо развитая зрительная память является гарантией школьной успеваемости. Существует прямая зависимость успешности обучения от объема зрительной памяти. В усвоении знаний наибольший объем зрительной памяти характерен для детей со средней успешностью обучения, что связано, по-видимому, с преобладанием процессов запоминания над процессами осмысления учебного материала у данной группы. Специфика влияния эйдетической памяти на эффективность обучения заключается в зависимости успешности детей в учебной деятельности (усвоение знаний) от объема и точности воспроизведения образов. В учебной деятельности успешность обучения прямо связана со скоростью воспроизведения образов, что подтверждает вывод о ведущей роли процессов памяти в обучении детей дошкольного возраста. Таким образом, эффективность обучения школьников существенно зависит от развития зрительной памяти.

В развитии зрительной памяти младших школьников необходимо выделить еще один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью и рисунком.

Недостаточная сформированность зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма:

трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента);

трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента

ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо);

ребенок не "видит" строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы "в — д", пишет "лишние элементы": "и — ш", "л — м" или, наоборот, недописывает;

ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании.

У младших школьников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать ребенку в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по развитию зрительной памяти является в этот период наиболее эффективной. Именно в начальной школе каждый ученик должен научиться запоминанию и усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.

Вне зависимости от того, какой вид памяти развивается, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем — воспроизведения, наконец — избирательности памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Качества, необходимые учителю
Профессиональные качества, необходимые учителю принято разделять на объективные (характеризуют подготовку педагога с научной точки зрения) и субъективные (качества, характеризующие педагогический тал ...

Методика развития мотивации учения у младших школьников
Главное, чему нужно научить ребёнка на уроках - это размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения и проверять их правильность, наблюдать, обобщать и делать выводы ...

Материально-техническое обеспечение уроков по легкой атлетике
Для полноценных занятий легкой атлетикой необходимы спортивные сооружения, оснащенные соответствующим инвентарем и оборудованием. В летнее время ими могут быть стадион или пришкольная площадка с бего ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru