Особенности речевого развития детей на разных возрастных этапах

Статьи о педагогике » Динамика развития синестезии в речевой деятельности школьников 6,8,10 классов » Особенности речевого развития детей на разных возрастных этапах

Страница 1

Развитие речи ребенка происходит в несколько этапов, на каждом из них осуществляется структурное изменение речи, совершенствование механизмов, накопление словарного запаса, овладение новыми видами и формами речи.

Развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности и обогащением ее внутреннего мира.

Этапы развития речи рассматриваются параллельно с возрастными этапами, которые традиционно выделяются в возрастной психологии:

· раннее детство (1-3 года);

· детство (3-10 лет);

· подростковый возраст (11-17 лет).

Опираясь на схему периодизации психического развития в детстве Д.Б. Эльконина, перечислим и охарактеризуем все этапы речевого развития детей.

Традиционно выделяют шесть периодов речевого развития.

Предречевой. Он охватывает возраст от рождения до года. Главной задачей этапа является понимание речи как средства общения и попытка овладеть первыми звуковыми элементами.

Активный. Охватывает возраст от 1 года до 3 лет и является наиболее важным сензитивным периодом для развития речи. Предполагает развитие самостоятельной речи и увеличение словарного запаса до 1500 слов.

Структурный. Протекает в дошкольный период с 3 до 6 лет. Характеризуется освоением структуры устной речи, интериоризацией устной речи и превращением ее во внутреннюю речь. К концу дошкольного периода ребенок осваивает сложные грамматические и синтаксические конструкции.

Грамматический. Проходит в младшем школьном возрасте и характеризуется освоением устной монологической речи и письменной. Особое значение в развитии речи приобретает овладение чтением, которое способствует освоению литературных речевых оборотов, совершенствует понимание речи и построение высказываний.

Смысловой. Протекает в подростковом возрасте и отличается совершенствованием структурных элементов речи, внимание переключается на смысловую сторону речи, а виды и формы речи начинают играть служебную роль для передачи и восприятия сложного смыслового содержания. Идет обучение использованию различных приемов в устной и письменной речи, осваиваются стили, грамматические и синтаксические правила для построения письменной речи. В этот период целесообразно уделять внимание развитию творческого, словесно-логического и наглядно-образного мышления школьника.

Системный. Начинается к концу школьного обучения, когда развивается механизм понимания и использования устной и письменной речи крупными блоками, совершенствуются не только предложения, но и целостные высказывания, осваивается специфика речи различных наук, бытовой и литературной речи, а далее профессиональной. Речь выполняет развивающую функцию, функцию социализации личности. Данный этап продолжается достаточно долго, и речевое развитие не останавливается с окончанием школьного обучения.

В соответствии с этапами развития речь свертывается по мере овладения структурными элементами, а ее структурные компоненты переходят на внутренний план.

Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка. Обогащение словарного запаса, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи, которые решаются учителями-словесниками в процессе преподавания и методистами в теоретических исследованиях (С.И. Львовой, В.В. Львовым, Т.А. Ладыженской, М.М. Разумовской и др.).

Таким образом, особенности речевого развития школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста можно отразить в таблице 1:

Таблица 1

Периоды речевого развития

Возрастные периоды

Стадии формирования речевых механизмов

Монологический, смысловой речи

Младший школьный (10-13 лет)

· Грамматика

· Синтаксис

· Смысловые механизмы устной и письменной речи

· Стили как средства выражения

Профессиональный, коммуникативной речи

Младший подростковый (13-15 лет)

Блоки как организаторы речевых высказываний

· Старший подростковый (15-17)

· Юность (17-23)

Профессиональные шаблоны - модели

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Понятие арт-терапии
В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребёнка. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной раб ...

Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса ...

Анализ особенностей письма ученика 3 класса
В этой главе мы рассмотрим трудности письма и их преодоление у одного ученика из коррекционного класса. Анализ трудностей письма обнаружил: 1) сложности в ориентировке на тетрадном листе, в нахождени ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru