Выставки технического и декоративно-прикладного творчества в школах показывают конкретные достижения профильных кружков и отдельных учеников, способствуют вовлечению в эту работу многих школьников. За несколько месяцев до проведения выставки директор школы издает соответствующий приказ с указанием ее проблематики, характера участников, сроков проведения и ответственных лиц. К этому времени может быть приурочена и ярмарка-продажа детских работ.
Предметная неделя по технологии призвана привлечь внимание учащихся к этой области знаний, показать их успехи в ее изучении. План ее проведения обычно утверждается руководством школы. Каждый день недели имеет свою направленность и может включать комплексные (с привлечением учителей других предметов) уроки, викторины, конкурсы, экскурсии, выставки и т.д.
Внеклассная работа с учащимися строится на добровольных началах, не терпит скуки и заорганизованности. Она призвана дать простор для развития их творческой инициативы и фантазии, пробудить у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладевать знаниями и умениями.
Выпускник профессионального учебного заведения, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта по специальности, должен обладать и такими, как компетентность и профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность и самодисциплина, предприимчивость и деловитость, способность к самоанализу и принятию ответственных решений. Сегодня особое внимание уделяется компетентному подходу в образовании. Для педагога – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения учащимися практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Решению данных задач может способствовать только переход на новый тип обучения – инновационный.
Наиболее распространенной организационной формой развития технического творчества учащихся ПТУЗ является кружок. Кружок – это добровольное объединение учащихся на основе общего интереса к конкретной отрасли техники или науки.
Кружки чаще всего создаются по проблемному принципу. Этот принцип постепенно идет на смену предметному принципу, на котором часто ещё базируются кружки.
Известно, что любая творческая деятельность предполагает получение новых, ранее неизвестных данных. Но получение результатов, обладающих объективной новизной, как правило, характерно для творческой личности с высоким уровнем общекультурного развития.
Кружок технического творчества можно сравнить с самонастраивающейся системой, а роль руководителя кружка – с ролью настройщика этой сложной системы. Если система работает правильно, то настройщик не вмешивается, но внимательно наблюдает за работой. В случае отклонения от принятых условий настройщик регулирует, подтягивает, ослабляет и т.д. При этом, чем больше самостоятельности в работе кружка, чем активнее самодеятельность кружковцев, тем быстрее и ярче проявляются результаты их воспитания и самовоспитания, тем оперативнее могут быть действия взрослого специалиста.
Активностью учащихся можно управлять надёжно только в том случае, если они сами участвуют в создании условий для проявления и развития их активности в требуемом направлении. Непременным условием развития активности учащихся в научно-техническом творчестве является наличие увлеченного и высококвалифицированного специалиста и материально-техническое обеспечение деятельности этих энтузиастов. Новые программы технических кружков для школ, ПТУЗ и внешкольных учреждений представляют широкие возможности для повышения действенности воспитания во внеклассной и внешкольной работе учащихся, для дальнейшего развития технического творчества.
Статьи по теме:
Анализ учебной и учебно-методической литературы
по геометрии
Нами был предварительно проведен и анализ программы по математике. А также анализ учебников по математике для 5-6 классов. 1) Н.Я. Виленкин “Математика 5”: в учебнике две главы “Натуральные числа” и ...
Реализация условий руководства детскими играми в предметно-игровой среде
ДОУ
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3. Охарактеризуем предметн ...
Условия успешного обучения дошкольников началам математики
В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления - к творче ...