В учебнике «геометрия 7-11» А.В. Погорелова после доказательства теорем Т.3.3 («В равнобедренном треугольнике углы при основании равны») §3 «Признаки равенства треугольников» п.23 «Равнобедренный треугольник» и Т.3.4 («Если в треугольнике два угла равны, то он равнобедренный»), того же параграфа п.24 «Обратная теорема», говорится, что Т.3.4 называется обратной Т.3.3.
В учебнике «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасяна (4), сначала изучаются теоремы п.25 §1 «Признаки параллельности двух прямых» главы III. т.е.:
Теорема: Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.
Теорема: Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны.
Теорема: Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180, то прямые параллельны.
Затем в §2 этой главы «Аксиома параллельных прямых» в п.29 вводят определение:
теоремой, обратной данной, называется такая теорема, в которой условием является заключение данной теоремы, а заключением - условие данной теоремы.
После чего школьникам предлагают доказать теоремы, обратные теоремам п.25.
Рассмотрим методику введения понятия «обратная теорема» на примере учебника А.В. Погорелова.
1способ:
Вначале учащиеся доказывают Т.3.3: «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны», затем Т.3.4: «Если в треугольнике два угла равны, то он равнобедренный». После чего учащиеся говорят «Теорема 3.4 называется обратной теореме 3.3. Заключение теоремы 3.3 является условием теоремы 3.4. А условие теоремы 3.3 является заключением теоремы 3.4. Не всякая теорема имеет обратную, т.е. если данная теорема верна, то обратная теорема может быть неверна. Поясним это на примере теоремы о вертикальных углах. Эту теорему можно сформулировать так: если два угла вертикальные, то они равны. Обратная ей теорема была бы такой: если два угла равны, то они вертикальные. А это, конечно, неверно. Два равных угла вовсе не обязательно быть вертикальными».
В то же время в методической литературе перечисляют затруднения, которые испытывают учащиеся.
1) школьнику кажется, что прямая и обратная теоремы выражают одну и ту же мысль;
2) если ученик различает содержание каждой теоремы, то убежден, что справедливость одной влечет за собой справедливость другой;
3) не вполне ясное выделение в теореме условия и заключения приводит к тому, что ученики часто смешивают прямую и обратную теоремы;
4) большинству учащихся кажется, что обе записи выражают одну и ту же мысль.
Поэтому можно предложить второй способ изложения этого материала.
II способ: Перед доказательством Т.3.4 учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать ту теорему, которая получается из Т.3.3, если в ней поменять условие и заключение.
Учащиеся заполняют таблицу:
Прямая теорема |
Обратная теорема | |
Условие |
Если в треугольнике две стороны равны, Если треугольник равнобедренный, |
Если в треугольнике два угла равны, Если углы при основании равны, |
Заключение |
то углы, лежащие против этих сторон равны, то углы при основании равны. |
то стороны, лежащие против этих углов, равны. то треугольник равнобедренный. |
Учитель предлагает доказать эту теорему. После доказательства возвращается к первой строчке таблицы, вводятся термины «прямая теорема», «обратная теорема».
После доказательства Т.3.4 надо предложить учащимся ряд упражнений на образование обратных теорем:
Например, составить для каждой из теорем обратную:
1. Если сумма цифр числа нацело делится на 9, то само число делится на 9.
2. Если число оканчивается двумя нулями, то оно нацело делится на 4.
3. Если в одном и том же круге центральные углы равны, то и соответственные им дуги равны.
Ученик, составляя обратную теорему, должен сказать верна ли она.
В упражнениях полезно ввести и жизненные примеры: образовать обратное утверждение к следующему: если ученик болен, то он пропускает уроки.
Также полезно предложить учащимся привести примеры доказанных ранее теорем сформировать для них обратные. При этом лучше переформулировать теоремы таким образом, чтобы они читались: «Если ., то .». Можно взять в качестве примера теорему о вертикальных углах, I и II признаки равенства треугольников и теорему о смежных углах.
Статьи по теме:
Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного
возраста
Речь представляет собой своеобразную деятельность, которая, выступая в единстве с мышлением, занимает центральное место в процессе психологического развития ребенка. Речь имеет полифункциональный хар ...
Особенности организации занятии кружка в 3-4 классе
Задачами данного параграфа являются:Раскрыть содержание понятий: кружок, декоративно-прикладное искусство, творчество, кружковая работа Раскрыть особенности организации занятий кружка в 3-4 классе. Т ...
Становление педагогики, роли и деятельности педагога, школы в России в ХХ –
начале ХХΙ вв
В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. С развитием общества все больше и больше государству требовалось умных людей. А для этого с са ...