Получено экспериментальное подтверждение гипотезы о том, что, если учебная деятельность грамотно выстроена в младшей школе, то делает подростка способным не только к переносу учебных действий в новые условия действования, в новые различные учебно-предметные области, но и способным строить собственную образовательную деятельность на их основе. Обязательным условием, обеспечивающим подросткам положительную динамику становления способности к проектированию собственной образовательной деятельности, является перевод педагогической технологии в поисковый, исследовательский режим, который предполагает смену форм средств и методических приемов не только учебно-предметного содержания образования, но и отношений между субъектами образования. Так, проектирование соответствующих образовательных (учебных и не учебных) ситуаций для выхода 10-12-летних школьников в позицию учащего другого, создает возможности подросткам кризисной фазы развития (12-13-14 лет) для широкого социального опробования как всей совокупности освоенных ими учебных действий, так и конструируемой, проектируемой подростками (совместно или индивидуально) собственной образовательной деятельности. В итоге именно это предопределяет проявление и реализацию центрального новообразования подросткового возраста – стремления к самоутверждению и самореализации.
Известно, для того чтобы в младшем подростковом возрасте (период 10-12 лет) учащиеся могли получить возможность почувствовать себя реально взрослыми в рамках учебного взаимодействия, чтобы уже на этом этапе происходило становление ответственного, взрослого поведения, необходимо создание ситуаций для выхода подростка в позицию учащего другого. Это важно в плане развития его самосознания и формирования способности к самообразованию ("обучая другого, лучше понимаю, как учить себя").
Наше исследование показало, что системное проектирование в образовательном пространстве школы ситуаций, условий подготовки школьников к уроку из позиции учащего другого, выводит действия педагогов и подростков на качественно иной уровень – они становятся в равноправные позиции, отношения строятся как партнерские, что принципиально для развития инициативного, субъектного, самостоятельного действия подростка. При этом происходит смена предметности педагогической деятельности. Особым предметом деятельности педагога становится совместное (ученика и педагога) обнаружение и затем проектирование недостающих (необходимых, требуемых конкретным ученикам) учебных форм и средств, спецкурсов и т.п. Именно в точке обнаружения недостающих учебных средств происходит осознание подростками первоначально возможности выбора, затем ответственности за свой выбор, и только в итоге – собственно осознанный самостоятельный выбор своего дальнейшего образования. Таковы основные этапы самоопределения подростка. На каждом из этих этапов происходит конструирование подростками (первоначально во взаимодействии, а затем индивидуально) необходимых конкретно им учебных средств, которые включаются в совместно проектируемый школьный образовательный ресурс, что делает результаты индивидуальной образовательной деятельности подростков социально оцениваемыми и значимыми. Это имеет, подчеркнем еще раз, принципиальное значение для становления реальной взрослости подростка.
Подростку важно экспериментирование с собственным действием, особенно в социальной сфере. В связи с этим мы полагаем, что основную задачу подростковой школы (периода 12-13-14 лет) составляет проектирование образовательной среды как ресурса социального позиционирования - пространства освоения культурной формы и способа выражения своей позиции и ее социального опробования [28, c. 349].
Статьи по теме:
Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном
возрасте
Память — основа психической деятельности. Память является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину. Память — это процес ...
Средства обучения, как важный компонент процесса обучения
Процесс обучения - сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию. По утвер ...
Функции организации
Школа выполняет множество функций, которые подразделяются на 3 основных категории: -функции поддержания стабильного функционирования школы; -функции управления развитием школы и инновационными процес ...