Согласно этой модели в переходный период (10-12 лет) учащиеся должны получить возможность почувствовать себя реально взрослыми. Показано, что на этом этапе становления ответственного, взрослого поведения продуктивно создание ситуаций для выхода подростка в позицию учащего другого (учителя), что важно в плане развития его самосознания и способности к самообразованию ("обучая другого, лучше понимаю, как учить себя"). Исследовались ситуации совместной подготовки к уроку ученика и учителя. Это требовало и от школьника, и от педагога выхода в позицию учащего другого. В таких ситуациях действия педагогов и подростков становятся партнерскими – они находятся в равноправных позициях. В итоге происходит смена предметности педагогической деятельности, которая заключается в совместном (ученика и педагога) обнаружении и затем проектировании недостающих учебных форм и средств, спецкурсов. Получено экспериментальное подтверждение, что именно в точке обнаружения недостающих учебных средств происходит осознание подростками первоначально возможности выбора, затем ответственности за свой выбор, и только в итоге – собственно осознанный самостоятельный выбор.
Ядро подростковой школы должна составить возможность встречи замыслов подростка и его реальных действий. Подростку принципиально важно экспериментирование с собственным действием особенно в социальной сфере. В связи с этим проведено исследование полноты условий для реализации этой возрастной потребности. В результате получено доказательство того, что основная задача подросткового возраста может быть решена при проектировании образовательной среды как ресурса социального позиционирования подростков, пространства освоения культурной формы и способа выражения своей позиции. Подтверждена также эффективность проектной формы учения подростков на материале разных учебных предметов: математики, иностранных языков, истории, астрономии, естествознания. Основная педагогическая задача проектного учения заключается в специальной организации (педагогическом проектировании) условий формирования авторской позиции подростков в учебных курсах и во внеурочной сфере школьного образования. Организационные формы становления авторской позиции подростков: творческие мастерские, школьный пресс-центр и школьный издательский центр как пространства свободного выбора и становления ответственного, взрослого поведения.
Самоопределение, способность к самообразованию в том числе, как качество личности можно тоже активно формировать, "выращивать". Экспериментально показано, что проекты (как учебные и научно-исследовательские, так и социальные) следует рассматривать как эффективные методические формы и средства такого выращивания, культурную среду (среду насыщенную культурными образцами и вариантами их эффективного освоения, способами их построения). Создание социальных ситуаций развития предполагает обеспечение, полную техническую и методическую поддержку возможности опробования учеником своих способностей действовать согласно своему замыслу, реального их воплощения. В том числе признания его авторства, продуктов его деятельности, в частности выстроенной им программы своего образования (индивидуальной образовательной программы). При таких условиях детское (ученическое) авторство становится ресурсом школьной образовательной среды. Таким образом, включение ученических материалов в образовательный ресурс школы – есть принципиально значимое условие становления реальной взрослости подростка.
Статьи по теме:
Высказывания об окружающем мире
Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить. Мир - огромный скотный двор, очистить который вовсе не так легко, как конюшни Авгия, ибо пока его метут, быки остаются в нем и наваливают новые к ...
Диагностика профессионально значимых качеств
личности, профессиональных склонностей и профессиональной направленности у
учащихся старших классов школы 1356 г. Москва
Нормы по СЖО, рассчитанные на нашей выборке, показали, что большинство старшеклассников (88,5% - 177 человек) имеют высокие и средние показатели осмысленности жизни. Они характеризуются как целеустре ...
Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми с
ограниченными возможностями здоровья
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельно ...