Блок 2. Диагностика умственного развития была проведена с использованием методики "Исключение лишнего". С целью выявления способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки использовалась методика "Исключение лишнего" (исследование на предметном и на вербальном материале, приложение 6).
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
—Что здесь лишнее?
—Почему? Назови отличительный признак.
Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета? Дети, относимые к 1-му уровню, справляются с вербальным вариантом задания и способны сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия.
Ко 2-му уровню относят детей, которые правильно выполняют вербальный вариант задания, однако нуждаются при этом в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Они владеют необходимыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточиться, удержать задание в памяти. Предметный вариант методики никаких трудностей у этих детей не вызывает.
Для детей, относимых к 3-му уровню, необходимо неоднократное повторение задания для поддержания внимания. Им требуется дополнительное разъяснение, зачастую на наглядном материале. Они с трудом припоминают названия некоторых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова.
К 4-му уровню относят детей, полностью не справившихся с заданием.
Данные исследования в таблицах 1,2.
Таблица 1. Диагностика способности к обобщению у детей с ЗПР.
№ |
Фамилия имя |
Методика "Исключение лишнего" |
Уровень результата | |
Невербальный вариант |
Вербальный вариант | |||
1. |
Настя Г. |
+ |
- |
4 |
2. |
Настя К. |
+ |
-+ |
2 |
3. |
Дима Д. |
+ |
- |
3 |
4. |
Максим К. |
- |
- |
3 |
Таблица 2. Диагностика способности к обобщению у детей с ЗПР.
№ |
Фамилия имя |
Методика "Исключение лишнего" |
Уровень результата | |
Невербальный вариант |
Вербальный вариант | |||
1. |
Женя А. |
+ |
+ |
1 |
2. |
Денис Г. |
+ |
+ |
2 |
3. |
Алина П. |
+ |
+ |
1 |
4. |
Ира К. |
+ |
+ |
1 |
Достаточно эффективной оказалась активизация пассивного словаря с помощью ассоциаций, например: "А что мама моет после ужина?", или наводящие вопросы: "Это мебель, посуда или одежда?" и т.д.
Дети с задержкой психического развития: Настя Г., Дима Д., Максим К. справились только с предметным вариантом методики. При этом необходимо было неоднократное повторение задания для поддержания внимания, дети плохо удерживали цель задания. Им требовалось дополнительное разъяснение, зачастую на наглядном материале. Они с трудом припоминают названия некоторых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов. Эти дети демонстрировали 3 и 4 уровни. Настя К. справилась не только с невербальным вариантом, но и правильно ответила на два примера вербального варианта задания (2 уровень).
Женя А., Алина П., Ира К. справились с обеими вариантами методики, сделали правильные обобщения (1 уровень). При выполнении методики на вербальном уровне Денис Г. нуждался в наводящих вопросах(2 уровень).
Статьи по теме:
«Идеал учащегося народа»
и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
«Доктрина» российского образования исходит из «идеала учащегося народа» сформулированного В. И. Вернадским в начале ХХ века. Этот общественный идеал исторически сложился в России (Д.И.Менделеев, В.И. ...
Психолингвистические исследования деятельности и речевой
деятельности
Теория деятельности в отечественной психологии была разработана А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Основу теории составляла идея речи как специфической деятельности человека. Леонтьевым также была ...
Гиперсоциализирующее воспитание
«Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребе ...