Особенности готовности к школьному обучению детей шести-семи лет с задержкой психического развития

Статьи о педагогике » Особенности готовности к школьному обучению детей шести-семи лет с задержкой психического развития

В последнее десятилетие ХХ в. особо остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизическому состоянию либо занимают положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.

Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так за период с 1995 по 1999 г. По данным Госкомстата РФ, число детей с задержкой психического развития увеличилось на 20,2%.

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространённых форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

Проблема готовности к школьному обучению является актуальной для психологической науки вообще, и специальной психологии в частности.

Переход на повсеместное обучение детей в массовых школах с 6 лет ставит задачи, связанные с диагностикой детей с ЗПР и оценкой психологической готовности детей этой категории к школе

Исследования У.В. Ульенковой показали, что дети 6-9 лет с ЗПР, обучающиеся в массовой школе не усваивают знаний, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация, они имеют низкую работоспособность, не достаточную саморегуляцию. У этих детей отстают в развитии все виды мышления, особенно вербально-логическое, встречаются существенные дефекты в развитии речи. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР выявляются более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль, эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, значительно снижена интеллектуальная активность. Следовательно, со всей остротой встает проблема ранней коррекции ЗПР. Без квалифицированной педагогической помощи дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к 6 годам, но и к 7 годам.

В исследованиях Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской, В.И. Лубовского и других указано, что своевременное изучение и формирования общих умственных способностей к усвоению знаний ребенком, возможно лишь в связи и на основе изучения его как субъекта интеллектуальной (учебной) деятельности.

Исходя из выше изложенного, была определена тема выпускной квалификационной работы "Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития ".

Цель исследования: выявить особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному обучению.

Объект исследования: состояние психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Предмет: особенности и условия формирования психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Задачи исследования:

· Раскрыть сущность психологической готовности детей 6 – 7 лет с ЗПР к обучению в школе на основе изучения психолого-педагогической литературы.

· Провести диагностику готовности к школе детей с ЗПР.

· Оценить уровень готовности к школьному обучению детей с ЗПР.

· Определить условия эффективной подготовки к школе дошкольников с ЗПР.

Гипотеза: подготовка детей 6 - 7 лет с ЗПР к обучению в школе будет проходить эффективно в процессе коррекционно-развивающей работы, при следующих условиях:

- формирования общей способности к обучению, развития умения учиться в процессе всех видов деятельности;

- овладения структурными компонентами интеллектуальной деятельности;

- развития способности к речевому опосредованию, самоконтролю.

Методы исследования:

-анализ психолого-педагогической литературы;

-наблюдение;

-тестирование;

- педагогический эксперимент;

-беседа;

-анализ продуктов деятельности.

База исследования ДОУ №8 комбинированного вида (специализированная группа), ДОУ №79 (подготовительная логопедическая группа).

Статьи по теме:

Анализ посещенных занятий
Для успешного применения знаний, полученных при изучении курса «Правоведение» в своей практической деятельности, а также для ознакомления с реальными условиями и принципами работы педагогов в школе в ...

Психолого-физиологические особенности учеников младшего школьного возраста
Поскольку предметом исследования данной работы являются игровые приемы, используемые для формирования активных лексических навыков на уроках немецкого языка в младшей школы, стоит сначала сделать обз ...

Анализ работы педагогов на уроках литературы по изучению теоретико-литературных понятий
Развитие речи как цель обучения и как средство формирования личности учащегося является одной из основных задач литературного образования в школе. Реализация этой задачи возможна при условии, что в о ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru