К основным виды деятельности педагога внешкольного образования детей:
образовательно-воспитательная –
осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с программами дополнительного образования детей дошкольного, школьного, подросткового возраста, в разновозрастных группах; создание гуманистической, развивающей педагогической среды для успешного формирования познавательной мотивации и самореализации личности; обеспечение личностно ориентированного подхода на основе использования разноуровневых обучающих и развивающих программ (от развития мотивации личности через ее самореализацию в самостоятельно выбранной области дополнительного образования до профессионального самоопределения); формирование ценностного отношения к культуре в условиях деятельностно-практического, творческого характера занятий, руководства деятельностью детей разных возрастных категорий;
учебно-методическая –
проектирование
и планирование образовательного процесса, содержания и форм творческой деятельности; разработка и реализация образовательных и досуговых программ разных видов; совершенствование образовательного процесса на основе использования инновационных технологий обучения, анализа достигнутых результатов педагогического опыта; обеспечение программно-методической преемственности по отношению к общеобразовательной и профессиональной школам;
социально-педагогическая –
осуществление социальной защиты ребенка,
воспитание гражданской позиции, стремления к профессиональному самоопределению; педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса на основе концепции дополнительного образования детей; создание педагогических условий для укрепления здоровья и безопасности жизнедеятельности детей, освоения национальных и региональных культурных традиций и обычаев; сотрудничество с родителями в целях полноценной социализации личности, усвоения социальных норм, нравственных правил и ключевых социальных компетенций; выявление и поддержка одаренных детей и имеющих отклонения в развитии;
культурно-просветительская –
приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры через различные виды и формы просветительской работы; популяризация системы дополнительного образования детей путем демонстрации творческих достижений детей на культурно-зрелищных мероприятиях;
организационно-управленческая – организация детского творческого коллектива, управление им, создание условий для его функционирования и развития.
Выпускник должен уметь: анализировать проблемы педагогической науки и практики с точки зрения современных требований к дополнительному образованию; проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня творческого развития детей; организовывать профессионально-ориентационную деятельность детей; обеспечивать достижение поставленных педагогических целей; руководить развитием мотивации к творчеству в основных видах деятельности дополнительной образовательной области; создавать развивающую педагогическую среду как средство личностного становления и самоутверждения детей; обеспечивать педагогические условия для обучения и воспитания одаренных детей; проводить консультационную работу с родителями по проблемам дополнительного образования детей; квалифицированно владеть умениями и навыками в соответствующей области дополнительного образования детей; повышать профессиональное мастерство через педагогическую рефлексию, самообразование; применять в практической деятельности новые педагогические технологии; формировать у детей социальную и коммуникативную культуру, основы культуры здоровья и межэтнических отношений.
Направления внешкольной работы в объединениях различного профиля
№ п/п |
Профили и отдельные виды кружков |
Наполняемость групп |
Число занятий в неделю |
Продолжительность занятий* | |
оптимальная |
допустимая | ||||
1 |
Занятия техническим творчеством (авиамодельный, судомодельный, радиотехнические и др.) |
10 |
15 |
2 |
2 по 45 мин., с 10-ти минутным перерывом |
2 |
Занятия с использованием компьютерной техники |
10 |
15 |
1–2 |
2 по 30 мин. учащихся 1–5 классов (7–10 лет); 2 по 45 мин – с 6 класса и старше (11–16 лет) |
3 |
Художественные объединения детей: | ||||
Литературно-творческие |
10 |
15 |
2 |
2 по 45 мин | |
Театральные |
10 |
15 |
2 |
2 по 45 мин | |
Хоровые |
30 |
70 |
2 |
2 по 45 мин | |
Оркестровые |
От 10 |
До 30 |
2 |
Репетиция – около 3,5 час, внутренний перерыв – 20–25 мин | |
Музыкальные |
1/8* |
1/12** |
От 2 до 3 |
30 мин (индивидуальные занятия), 2–3 по 45 мин (групповые) | |
Бального танца |
10–12 |
45 |
2 |
2 по 45 мин | |
Хореография |
10 |
25*** |
2 |
2 по 30 мин – младшие школьники 2 по 45 мин – другие группы | |
Изобразительное искусство |
10 |
15 |
2 |
2–3–4 по 45 мин | |
Кинолюбителей |
10 |
15 |
2 |
2 по 45 мин | |
Шахматный клуб |
2–3 |
2 по 45 мин | |||
4 |
Занятия в кружках юных натуралистов и краеведов |
10 |
15 |
1–2 похода или занятия на местности в месяц |
3 по 45 мин, занятия на местности до 4 час |
5 |
Занятия эколого-биологической направленности |
10 |
20 |
2, из них одно проводится по подгрупп. |
2 по 45 мин |
6 |
Занятия физкультурно-спортивного профиля: группы начальной подготовки |
10 |
15 |
2–3 |
45 мин – для учащихся 8–13 лет, 2 по 45 мин 2 – для учащихся 14–17 лет |
Радиоспорта |
8 |
15 |
2–3 |
2 по 45 мин прочие (морские, юных пожарников, собаководов и др.) | |
Занятия картингом |
10 |
15 |
1 |
45 мин |
Статьи по теме:
Понятие синестезии
Процесс сенсорного развития человека начинается с ощущений. Это процесс получения информации через органы чувств. Существуют пять органов чувств, которые имеют сложное строение. Каждый из них устроен ...
Этиология дисграфии
Существует много научных толкований относительно происхождения дисграфии, что говорит о сложности данной проблемы. Изучение этиологии этого нарушения затруднено тем, что к моменту начала школьного об ...
Понятие и виды дидактических игр
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый п ...