На современном этапе развития общества отечественная школа нуждается в организационных структурах, которые выполняли бы функции прогнозирования и коррекции конфликтных и других негативных явлений в школьном коллективе, социальной защиты каждого его члена. Социально-экономическая нестабильность, повышение темпа жизни, сокращение рабочих мест ослабляют интерес родителей ко многому из происходящего в обществе, а самое главное – к воспитанию подрастающего поколения. Размыты идеалы, подвергаются сомнению образы многих положительных героев, которые долгие годы служили молодым неким нравственным ориентиром. Вместе с тем рынок «развенчивает» и такие извечные ценности, как бескорыстие, коллективизм, общинность. В настоящее время существует определенный разрыв в деятельности общеобразовательной школы и внешкольных учреждений, который вызван, прежде всего, отсутствием преемственности и координации усилий между социальными институтами.
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции).
В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общественных интересов школьников, способствовать их творческой деятельности.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Очень важно создавать благоприятные условия для детей:
– широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий;
– демонстрации личных достижений – авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления.
Главная цель современного демократического общества – формирование гармонически развитой, социально активной личности. Прежде всего, это относится к подрастающему поколению.
Социализация и социальное творчество детей – большое поле деятельности для педагогов. Фактически основу внеурочной культурно-творческой деятельности составляет способность школы планировать и осуществлять осознанное включение детей и подростков в коллективно-полезное дело, вызывать их отклик и инициативу, развивать у них позитивное преобразовательно-организационное отношение к делу. Эффективность данного направления связана с последовательным раскрытием сознания ребенка и побуждением его личности к самостоятельной работе по выстраиванию пути своего развития через специально проектируемые и реализуемые события роста сознания, развития мыслительной деятельности и участия в социально значимой творческой деятельности. Сегодня определены три группы задач социализации:
– естественно-культурные;
– социально-культурные;
– социально-психологические.
Естественно-культурные задачи подразумевают достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического развития.
Статьи по теме:
Определение динамики и эффективности процесса по развитию лексической
сочетаемости слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями
речи
Цель контрольного эксперимента - произвести оценку эффективности коррекционной работы по овладению лексической сочетаемостью слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи, В ...
Содержание внеклассной работы
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котор ...
Сущность, основные тенденции и идеи демократизации образования
Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга и т.д. Педагог старается принимать реш ...