В период с 24.09.2012 года по 18.11.12 года автор представленной работы проходил преддипломную практику в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Оренбурга. Цель прохождения практики - закрепление навыков менеджера – управленца в области государственного и муниципального управления, полученных в период производственной практики, а также сбор, анализ и обобщение материалов для написания дипломного проекта.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме – в этом и выражается актуальность исследования представленной работы. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в результате реализации воспитательных процессов по гражданско-патриотическому направлению в отдельно взятой школе.
Предмет исследования составляют нормативно-правовая база, программы и мероприятия, проводимые в СОШ № 21 г. Оренбурга, в рамках гражданско-патриотического воспитания. Практика включает в себя: изучение деятельности СОШ № 21; изучение правил внутреннего распорядка; освоение документооборота в организации; исследование работы проводимой в направлении гражданско-патриотического воспитания. При написании работы были использованы методы анализа, синтеза, описательный, исторический, сравнительно-правовой, системный. Основой работы служат Конституция РФ, нормативно-правовые акты РФ, научная литература, а так же интернет ресурс.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» (далее СОШ № 21) находится по адресу: 460019, г.Оренбург, ул.Просвещения, 4 (Телефон/факс 64-70-50) микрорайона «Кушкуль». Правоустанавливающим документом является Устав, который принят на общем собрании трудового коллектива, протокол № 2 от 31.03.2011 г., утвержден приказом управления образования №217 от 17.05 2011. Учредителем СОШ № 21зарегистрировано Управление образования администрации г. Оренбурга, договор №1-10-1/3 от 01 июля 2009 года. Организационно-правовая форма: оперативное управление.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдана 27.07. 2011 года, серия РО № 024106, регистрационный номер 233, Министерства образования Оренбургской области. Свидетельство о государственной аккредитации - серия 56 № 100203 от 09.09.2011 г., регистрационный номер 324 по 08.11. 2012 г. Реализуемые образовательные программы в соответствии с лицензией: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.
Основные цели школы описаны в главе II Устава «Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ». Главная цель сводится к осуществлению образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой, разрабатываемой и реализуемой Учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин, и программ среднего (полного) общего образования, утверждённых Министерством образования и науки Российской Федерации. Структура целей отражена в таблице 1.
Поэтому каждый учитель, работающий в школе, должен придерживаться данной цели - дать основные понятия по определенной дисциплине для расширения кругозора каждого ученика.
Таблица 2. Структура целей организации СОШ № 21
Цель |
Функции управления, производственные функции |
Задачи |
|
Главная цель |
Подцели |
||
Воспитание и обучение детей |
Обучить и воспитать детей 1-4 классов |
Контроль, организация |
Воспитать в детях чувство ответственности за свои поступки, научить преодолевать трудности, привить начальные знания в науках. |
Обучить и воспитать детей 5-9 классов |
Контроль, планирование, организация |
Помочь детям сделать первые самостоятельные шаги в жизни, объяснить детям реальность настоящей жизни, обучить детей основным дисциплинам, которые помогут им в жизни |
|
Обучить и воспитать детей 10-11 классов |
Контроль, планирование, организация, мотивация |
Помочь ученикам в выборе будущей профессии, дать окончательные знания на уровне общеобразовательной школы. |
Режим работы школы осуществляется согласно Правилам внутреннего распорядка:
- продолжительность уроков – 45 минут во 2-11классах, 35 минут в 1 классе;
- сменность занятий – 1 смена;
- 5-дневка – 1 класс;
- 6-дневка – 2-11 класс;
- наличие динамических перемен -2 перемены по 20 минут, остальные по 10 минут;
- наличие зарядки – 5-минутная зарядка перед началом занятий.
Расписание согласуется с органом Роспотребнадзора.
Согласно проведенному исследованию микрорайона «Кушкуль», относящегося к школе, всего в микрорайоне находятся детей в возрасте от 1 до 18 лет:
- дошкольного возраста – 265 чел, из них – шестилеток – 43 чел;
- школьного возраста – 279 чел, из них обучаются в МОУ СОШ № 21 – 199 чел., в других школах – 134 чел, в других учебных заведениях – 45 чел.
Взаимодействие педагогического и ученического коллективов с внешней средой:
1. Заключен договор о сотрудничестве с ДЮСШ № 3., ЦДТ, СЮТ Дзержинского района, корпорацией «Марков и К», городской станцией туристов, областным ДТДиМ им. Поляничко при проведении областной многопредметной олимпиады.
2. Школа поддерживает связь с ТСЖ «Дружба», в/ч 44296.
3. Для проведения профориентационной работы школа сотрудничает с учебными заведениями города (ОГУ, ОГПУ, лицей № 18, ПУ № 47 и др.)
4. В школе действуют спортивные секции «Волейбол», «Бокс», туркружок «Эльбрус», кружки «Калейдоскоп ремесел», «Музей и мы», ДЮП, ЮИД, НОУ «Эврика» предметные кружки. Классные руководители проводят уроки по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, технике безопасности при проведении различных мероприятий
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 03 февраля 2010 № Пр-259 МОБУ «СОШ №21» в 2012 году продолжило работу по реализации мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271:
- переход на новые образовательные стандарты;
- развитие системы поддержки талантливых детей;
- совершенствование учительского корпуса;
- изменение школьной инфраструктуры;
- сохранение и укрепление здоровья школьников;
- расширение самостоятельности школ.
Выше перечисленные направления нашли отражение в деятельности развития системы образования МОБУ «СОШ №21».
В 2011-2012 учебном году федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее – ФГОС НОО) реализуется в штатном режиме. С 1 сентября образование нового качества получали 30 первоклассников МОБУ «СОШ №21» г. Оренбурга.
Благодаря подготовке учреждением проекта внедрения ФГОС НОО выполнены следующие задачи:
1. Создано свободное информационное поле по вопросам введения новых стандартов (интернет-страница на сайте общеобразовательного учреждения).
2. Выработан оптимальный подход к использованию УМК в первом классе.
В образовательном учреждении (далее ОУ) используется учебно-методический комплект для начальной школы: УМК «Школа России» издательства «Просвещение». В соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе учреждений, к началу 2011-2012 учебного года был сформирован заказ на учебники для учащихся 1 класса. За счет средств регионального бюджета 1 класс школы на 100% обеспечен учебной литературой по основным предметам программы «Школа России».
3. Отработан механизм финансирования, нормативно-правовой и организационной модели ведения внеурочной деятельности в ОУ.
4. Начата разработка нового поколения контрольно-измерительных материалов для мониторинга и оценки образовательных результатов, заявленных в ФГОС НОО.
5. Кроме того, в течение 2011 года проведена целенаправленная работа по формированию кадрового ресурса в условиях введения новых стандартов.
В течение 2011-2012 учебного года повысили свою квалификацию на базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», а также на базе ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» 1 учитель, 1 руководитель ОУ, 1 заместитель руководителя по следующим дополнительным профессиональным образовательным программам:
- «Управление внедрением ФГОС второго поколения»,
- «Содержание и условия реализации ФГОС начального общего образования второго поколения»,
- «Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО», «Психологическое сопровождение внедрения ФГОС»,
- «Работа с одарёнными детьми».
Педагоги школы и администрация приняли участие в инструктивно-методических семинарах-совещаниях для педагогических и руководящих работников.
В 2011 году на текущий и капитальный ремонт школы, приведение школы в соответствие требованиям СанПиН, ГосПожнадзора, оснащение учреждения необходимым оборудованием было выделено 141 тыс. рублей. Можно констатировать тот факт, что материально-техническая база школы позволила организовать переход на новые стандарты.
Если говорить о качестве образования в рамках школы, то необходимо оценивать не только результат образовательного учреждения, каждого школьника, но и то, насколько обеспечена доступность качественных образовательных услуг в зависимости от социального заказа общества и всех участников образовательного процесса.
Школьная система оценки качества образования формируются на основе мониторинга и мониторинговых исследований.
В течение семи лет выпускники 9 класса принимают участие в эксперименте по апробации новой формы проведения государственной (итоговой) аттестации.
В течение 2011-2012 учебного года в школе продолжалась работа по реализации ведомственной целевой программы «Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях города Оренбурга на 2011-2013 годы», утвержденной Постановлением администрации города Оренбурга от 01.12.2010 № 8687-п. Основными целями программы являются сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, улучшение организации качества питания учащихся школ города. В настоящее время в ОУ разработана и принята школьная программа по совершенствованию организации питания учащихся на 2011-2013 годы. В образовательном учреждении 100% учащихся 1-10 классов охвачены всеми видами питания (горячим питанием и буфетной продукцией). 100% школьников, посещающих группу продлённого дня, получают горячее питание.
Одним из ключевых направлений в расширении самостоятельности ОУ является активизация общественного участия в управлении образованием.
В системе образования школы функционирует родительский комитет, Совет учреждения, Совет старшеклассников, Совет педагогов - ветеранов, педагогическое общество, 4 методических объединения, детская общественная организация «Парус надежды».
В рамках совершенствования школьной системы оценки качества образования, получила дальнейшее развитие система общественного наблюдения и контроля за ходом проведения государственной (итоговой) аттестации в 9 классе. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, спортивно - оздоровительное, духовно-нравственное). Школой выбрана модель организации внеурочной деятельности, которая предусматривает возможности образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования (ДК «Орбита», СЮТ Дзержинского района, ЦДиЮТ (родительские собрания, лекции, тренинги, беседы, консультации), сельская библиотека. Содержание занятий по внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезная практика (таблица 2). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности школьного оздоровительного лагеря.
Таблица 2. Внеурочная деятельность в СОШ № 21 г. Оренбурга
Направления |
Количество часов в неделю |
на 1 класс |
|
Спортивно-оздоровительное |
1 |
Общекультурное |
1 |
Общеинтеллектуальное |
1 |
Духовно-нравственное |
1 |
Социальная деятельность |
1 |
Всего |
5 |
Два месяца (июнь, июль) в школе работает летний лагерь «Солнышко». Дети проводят интересно свой досуг в школе и культурных учреждениях города. Родители с удовольствием отдают сюда своих детей. Несколько лет подряд школа перевыполняет план набора детей в лагерь.
Таким образом, СОШ № 21 осуществляет образовательную деятельность по учебным программам в соответствии со ступенями обучения и Уставом школы.
Цель образовательной деятельности школы заключается в предоставлении каждому учащемуся индивидуальных образовательных услуг на основе организации комплекса соответствующих эффективных условий и возможностей для его динамичного личностного роста и максимального развития его интеллектуального потенциала и творческих способностей.
Статьи по теме:
Занятия по ознакомлению с окружающим как эффективное средство формирования познавательной
активности у детей с задержкой психического развития
Занятия являются основной формой организации процесса обучения в детском саду. Именно на занятиях создаются условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков для формирования ра ...
Дозировка, повторность, усложнение и организация игр
Пи проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание ...
Число как мера величины
Развивающее обучение – деятельностный подход организации детей на уроке, о развитии интеллектуальных умений и мышления, о повышении уровня владения учащимися родным языком. Одна из важных особенносте ...