В последнее время в рамках научного, в том числе социологического, исследования спорта все чаще используется понятие "спортивная культура", хотя ему даются различные интерпретации.
При всех различиях в понимании спортивной культуры она рассматривается как элемент культуры, связанный со спортом. Опираясь на изложенную выше концепцию культуры, эту характеристику спортивной культуры можно разъяснить и уточнить следующим образом.
Спортивная культура возникает в рамках позитивного ценностного отношения социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом) к спорту, т.е. когда последний выступает для него как ценность. Это значит, что социальный субъект позитивно оценивает спорт (рассматривает его как значимый, важный, полезный) и обосновывает эту оценку.
Спорт может выполнять разнообразные функции, использоваться для решения различных социально и личностно значимых задач.
Основными ценностями этой деятельности могут быть, например: основанная на определенных знаниях и умениях методика тренировки, восстановления, самоконтроля, позволяющая целенаправленно формировать и совершенствовать физические кондиции человека; формирующиеся в ходе упорной тренировки и спортивных соревнований такие личностные качества, как собранность, организованность, упорство в достижении поставленных целей, способность к систематической работе над своим совершенствованием, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех и т.п. Однако на первый план для социального субъекта могут выступать и совсем иные ценности спортивной деятельности - например, возможность ее использования для того, чтобы проявить свою склонность к агрессии, насилию, продемонстрировать свое превосходство над другими людьми и т.д.
Та или иная система ценностей, которую социальный субъект связывает со спортом, т.е. то, что для него является наиболее важным, значимым в спортивных соревнованиях, в процессе подготовки к ним, определяет конкретное содержание, направленность, форму спортивной культуры. На различных этапах общественного развития, в различных социально-экономических и культурных условиях спортивная культура может существенно видоизменяться, модифицироваться, приобретать разнообразные формы, т.е. носит конкретно-исторический характер.
Если для спортивной культуры личности характерен именно такой - гуманистический - подход к позитивной оценке спорта, она выступает как "спортивно-гуманистическая культура личности" ("гуманистически ориентированная спортивная культура личности").
Конкретными показателями этой культуры являются:
· знание, понимание и позитивная оценка социокультурного значения спортивной деятельности, тех гуманистических идеалов и ценностей, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта;
· декларативная (провозглашаемая) и реальная (в поведении) ориентация на эти идеалы и ценности (интерес к ним, стремление их реализовать; реальное поведение, соответствующее этим идеалам и ценностям; негативное отношение к спортсменам, поведение которых противоречит этим идеалам и ценностям; негативные чувства и эмоциональные реакции в связи с актами насилия, агрессивности, обмана и другими антигуманными проявлениями в спорте);
· качества и способности (умения и навыки) личности, которые позволяют ей эффективно действовать в соответствии с такой ориентацией.
О спортивно-гуманистической культуре, как и о спортивной культуре вообще, можно говорить применительно не только к спортсменам, но также к тренерам, организаторам спортивных соревнований, зрителям и т.д., т.е. ко всем лицам, имеющим отношение к спорту, независимо от того, какую роль они выполняют в данной сфере.
Статьи по теме:
Зарождение воспитания в древнейших государствах и появление первых учителей
В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме различных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т. д. ...
Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматрив ...
Мероприятия
по совершенствованию организации дополнительных
образовательных услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении
детский сад №35 г. Челябинска
С целью совершенствования организации дополнительных образовательных услуг в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №35 г. Челябинска запланированы следующие мероприятия: Раз ...