Особенности учебной деятельности подростков

Страница 1

Когда в психологии идет речь о характеристиках подросткового возраста, то в основном говорится о нравственном развитии и нравственной характеристике личности. Исследования в этой области весьма значительны. Психологических исследований о развитии познавательных процессов, об умственном развитии в подростковом возрасте у нас еще недостаточно, что объясняется тем, что изменения в нравственной сфере являются действительно основным и решающим сдвигом в психическом развитии подростков, поэтому внимание психологов уделялось именно этому.

С переходом в подростковый возраст связана существенная перестройка учебной деятельности школьника. Новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью ее самостоятельности. Материалы Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой и других психологов показывают, что в начале подросткового возраста наблюдается большое разнообразие в уровнях развития учебной деятельности — от наиболее низкого уровня, при котором отсутствуют элементарные умения организовать самостоятельную работу, через ряд промежуточных форм, где, например, самостоятельная работа наблюдается только при выполнении домашних заданий, до наиболее высокого уровня, при котором самостоятельно осваивается и новый материал, и даже новые области знаний (астрономия, техника, радиотехника). Однако перспективным в отношении развития является именно последний уровень. Начало подросткового возраста и связывается с началом формирования наиболее высокого уровня учебной деятельности. Для подростка постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей.

С общим ростом сознательного отношения к действительности у подростков заметно усиливается сознательное отношение к учению. В своей учебной деятельности они постепенно переходят на новый, более высокий уровень, связанный с новым отношением к настоящим, глубоким знаниям, которые приобретают личностный смысл.

Исследования советских психологов установили, что мотивы учения у подростков представляют собой сложную структуру, в которой воедино слиты широкие социальные мотивы (сознание общественной важности приобретения знаний, необходимость учения для подготовки к самостоятельной жизни и труду), собственно познавательные мотивы и личные мотивы (стремление пользоваться авторитетом и играть руководящую роль в детском коллективе), связанные со стремлением к успеху, с самолюбием. При этом порой наблюдается противоречие: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению, «жизнерадостно-наплевательским отношением к отметкам. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро переживает свои учебные неудачи, но его самолюбие иногда вызывает желание замаскировать подлинное отношение к этим неудачам, и школьник делает вид, что к успехам в учении совершенно безразличен и равнодушен, и даже бравирует этим. Снижение интереса к учению можно объяснить и возникновением сильного увлечения.

Слабой выдержкой подростков объясняются частые случаи подсказывания на уроках. Мотивы подсказок очень многообразны. Как установили психологи, в этом проявляются своеобразный моральный кодекс подростков («Товарища выручать надо всеми средствами!»), и опасение за свою судьбу («Ведь и сам можешь оказаться в безвыходном положении»), и тщеславное желание продемонстрировать свои знания («Хорошо знаю урок и надоело ждать, когда меня вызовут»), и даже своеобразный спортивный интерес («Очень интересно подсказывать так, чтобы даже самый опытный учитель не заметил»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Внеурочная деятельность в начальной школе
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса обр ...

Экологическое значение проведенного исследования
В комплексе глобальных проблем современного человечества, представляющих концентрированное выражение трудностей и сложностей социального и духовного развития нашей цивилизации, чьё решение требует об ...

Сюжетно-ролевая игра – это игры , которые придумывают сами дети
В них отражаются их знания, впечатления представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет содержание роли. Дошкольное детство - от 3 ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru