Применение педагогического проектирования на уроках технологии

Статьи о педагогике » Применение педагогического проектирования на уроках технологии

Современное образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и общества.

Одна из задач образования, которая является доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, заключается в том, чтобы всем без исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал. А это немыслимо без самопознания, которому способствуют внутренние усилия, основанные на знаниях, размышлениях, опыте и самокритике. Именно эта мысль должна лежать в основе любого действия, касающегося реформирования образовательной области «Технология».

Подобная перспектива выстраивает всё в логическую цепь, идет ли речь о требованиях науки и техники, познании самого себя и окружающей среды или о развитии способностей, необходимых каждому для самореализации в качестве члена семьи, гражданина, труженика.

Преподаватель технологии должен стать лидером, а не ментором в совместной работе со своим подопечным по определению индивидуального «образовательного пути». Для этого ему необходимо выстроить следующую «образовательную траекторию:

• вовлечь учащегося в процесс решения проблем, используя при этом основные научные методы, а в первую очередь — метод контроля качества обучения;

• поделиться с учащимися информацией, благодаря которой возникнет мотивация к творческой деятельности, ведь при педагогическом подходе «сверху вниз» редко возникает желание учиться;

• развивать умения и навыки работы в коллективе, которые помогут решать проблемы и выходить из конфликтных ситуаций, проявляя при этом терпимость и уважение к интересам своих соучеников;

• стремиться быть похожим на тренера команды, а не на хозяина кабинета трудового обучения, нормой должны стать не снисходительные отношения с учащимися, а партнерские, следует научиться уважать позицию каждого ребенка, предоставлять ему самостоятельность и разрешать рисковать, проявляя при этом справедливость и понимание.

По нашему мнению, именно метод проектов лежит в основе развивающего обучения в образовательной области «Технология». При использовании проектов в процессе обучения преподавателю следует избегать четырех подводных камней.

1. Упрощенная трактовка проекта. Необходимо иметь в виду, что сама по себе реализация проектов на уроках технологии, особенно если она упрощена, не разовьет в полной мере творческое мышление, не создаст мотивации к учению, не привьет навыки самообразования, саморазвития и самоанализа, а тем более не станет неким алгоритмом, автоматически ведущим к развитию творческой личности.

2. Догматизм.

Метод проектов не должен рассматриваться в качестве единственного средства обучения, так как необходим именно индивидуальный подход, учет местных, а часто и национальных особенностей (всё это может и должно быть включено в проект). И только серьезная методическая подготовка учителей позволит сделать этот метод перспективным и результативным.

3. Узкий «технологоцентризм».

Следует учитывать необходимость проведения междисциплинарных проектов. Тогда ценности, достойные распространения, будут прививаться в процессе изучения разных предметов, что неизбежно приведет к межпредметным связям и к осознанию того, что в реальной жизни учащимся придется сталкиваться именно с синтетическими проблемами.

4. Преувеличенный оптимизм.

Безусловно, метод проектов открывает новые позитивные возможности. Однако, если преподаватель будет использовать неправильную методику проведения занятий и поддерживать только индивидуальные проекты, у отдельных учащихся может развиться индивидуализм. Поэтому правильнее уделять внимание и коллективным проектам.

Включать метод проектов необходимо в программы основного курса школьного обучения. Конечно, существуют разнообразные возможности, которые открывает дополнительное образование, но введение метода проектов в основное образование кажется путем не только многообещающим, но даже необходимым для педагогического процесса. Преподавателю следует выбирать проекты, которые по-настоящему интересуют школьников. Действительно, уже пора перейти от концепции «обучения чему-либо» к изучению конкретных вещей, «интересных именно учащимся». В этом смысле проектная педагогика исключительно перспективна. В междисциплинарном проекте учебные предметы естественным образом утрачивают свой изолированный и абсолютный характер, а деятельность по внедрению этого проекта приобретает особый смысл.

Кроме того, подобный педагогический проект позволяет объединять работу на уроках, после уроков и вне школы. Метод проектов постепенно совершенствуется, а накопленный опыт позволяет углублять и уточнять его теоретическую и практическую базу. Вскоре этот метод станет одним из основных в образовательной политике будущего. А будущее предполагает глобальное образование личности и глубокое педагогическое обновление на основе проектных технологий.

Объектом

данной работы является педагогическое проектирование на уроках технологии.

Предмет

– особенности организации проектной деятельности на уроках технологии в 7 классе.

Цель работы

– разработка творческого проекта по технологии для 7 класса.

Задачи:

1) Изучение сущности и истории педагогического проектирования;

2) Определение значения педагогического проектирования на уроках технологии;

3) Рассмотрение особенностей учебной деятельности в подростковом возрасте;

4) Выявление особенностей организации проектной деятельности на уроках технологии;

5) Разработка коллективного проекта по технологии.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности.

Теоретическая значимость

проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения технологии 7класса.

Практическая значимость состоит в возможном практическом применении разработанной программы занятий по технологии 7 класса.

Статьи по теме:

Основные меры по реформированию сферы образования
1. Введение образовательных ваучеров Суть данного нововведения заключается в переходе от финансирования школ к финансированию учеников. Переход на ваучеры предполагает, что родители всех детей школьн ...

Государственная регистрация индивидуальной трудовой педагогической деятельности
Основу правового статуса индивидуальной трудовой педагогической деятельности составляет статья 48 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. ...

Понятие "социальная педагогика"
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: "Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая восп ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru