В первом случае проект основан на сотрудничестве учителя и отдельного ученика, во втором — целой группы, в которую входит и сам учитель. Здесь роль учителя кажется более ограниченной, но, пожалуй, она еще ответственнее. Он равный среди равных в смысле права на инициативу, но в то же время он первое ответственное лицо во всяком споре, в каждом затруднительном положении, за ним остается последнее слово. Он отвечает за то, чтобы ни одна детская инициатива не пропала даром.
Помощь учащемуся, неустанное деятельное руководство в выборе проектов, посильных школьнику, реально выполнимых с учетом существующих материальных и других ресурсов и вместе с тем наиболее многообещающих с точки зрения расширения опыта, кругозора, знаний и умений учащихся всей тяжестью ложится на плечи учителя технологии.
«Удачный выбор проектов, — как утверждают И. Трояновский и С. Тюрберт, — это вопрос жизни и смерти всей системы работы по этому методу. Именно здесь, в деле отбора подходящего материала, метод проектов самым решительным образом «взывает» к педагогу».
Порой завышенная самооценка возможностей приводит учащихся к выбору довольно сложных проектов. Допустим, что кто-то из пятиклассников решил смастерить письменный стол. Но реально он не умеет пользоваться инструментами и выполнять операции, скорее всего, отсутствуют и материалы, подходящие для качественного выполнения работ. Такой проект не более чем мнимая цель. Это мечта, фантазия, которой в большинстве случаев не суждено быть доведенной до конца.
Учителю необходимо останавливать выбор учащихся на таких проектах, которым присуща возможность дальнейшего «почкования».
Например, если девочка сшила платье для куклы, то вскоре она захочет смастерить весь гардероб: шляпку, пальто, украшения и т. п. А для этого будет необходимо получить дополнительную информацию, ознакомиться с новыми материалами, овладеть новыми умениями и т. д.
За этими первыми функциями помощи детям в свободном выборе проекта следует целый ряд других: помощь в планировании проекта, практическом его осуществлении, в анализе конечных результатов.
Учитель должен помочь школьникам:
• получить различные материалы, справочники, информацию, инструменты и т. п.;
• обсудить способы преодоления трудностей путем косвенных, наводящих вопросов;
• одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры;
• научить кратко записывать результаты своей деятельности;
• дать четкий анализ выполненного проекта.
При разработке плана проекта учащиеся обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми, изучают инструменты, материалы, необходимые для выполнения проекта.
Первоначальный план реализации проекта постоянно пересматривается, возможные упущения исправляются. Техника составления плана, конечно, может быть самой разнообразной, столь же разнообразной, как и сами проекты. Самое главное, чтобы план отвечал проекту, а не наоборот.
Благодаря специальному анализу можно выяснить, удачно или неудачно выполнен тот или иной проект (или часть его), а если неудачно, выяснить причины. Под общим анализом понимается разбор ошибок общего характера, например: небрежность формулировки задачи, неаккуратность технического исполнения, отступления от намеченного плана и пр.
Но подводить итоги следует не только в конце работы, но и в любой момент. Самая лучшая форма проведения анализа — неофициальная беседа, в процессе которой учитель и ученик свободно выражают свои мнения. Живое участие и заинтересованность учителя в том, чтобы учащиеся правильно выполнили свой проект, имеют огромное педагогическое значение. Умение использовать метод проектов в профессиональной деятельности — показатель высокой квалификации учителя.
Введение метода проектов ставит перед учителем ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:
• содержание задания для проектов;
• методика выполнения проектов учащимися разных возрастов;
• знания и умения, которыми должен обладать учитель, чтобы помочь школьникам разработать проект, а затем контролировать его выполнение;
Статьи по теме:
Cтруктура спортивно-педагогической деятельности
В содержании спортивно-педагогической деятельности преподавателя условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более м ...
Обучение глухих детей языку в коммуникативной функции
В результате исследований С.А. Зыкова и его сотрудников были разработаны основы обучения языку глухих детей в его ведущей – коммуникативной функции. Такое обучение предполагает практическое усвоение ...
Анализ особенностей письма ученика 3 класса
В этой главе мы рассмотрим трудности письма и их преодоление у одного ученика из коррекционного класса. Анализ трудностей письма обнаружил: 1) сложности в ориентировке на тетрадном листе, в нахождени ...