Нынешние студенты технических вузов должны быть способны к производству и умножению не только социальной, но и антропологической собственности. К этому их готовит, в том числе, и дисциплины социально-экономического цикла. Социально-экономические знания, полученные в вузе и самостоятельно осмысленные, трансформируются в социальную собственность, если становятся только инструментом карьерного и личностного роста, профессиональной монополией будущего специалиста. Но как детерминанта антропологической собственности экономическое образование в техническом вузе должно обладать инновационной инвариантностью преодоления внеличностного подхода. Ценность экономического образования для будущих инженеров, очевидно, возвысится, если экономическая составляющая учебных исследований будет ориентирована на проблемное, самостоятельное, творческое изучение принципов, технологий, "ноу-хау", механизмов экономических феноменов, экономического поведения и получения нового экономического знания. Для этого в вузе должна быть развита система учебно-исследовательской работы со студентами, как потенциальными носителями антропологической собственности, способствующая становлению в творческом мышлении студента таких черт, как нетривиальность, семантическая, адаптивная и спонтанная гибкость, способностей к саморазвитию в свободных формах деятельности. Экономически высокообразованные люди как носители антропологической собственности являются в начале третьего тысячелетия не просто носителями лучших блоков теоретико-экономической информации, но и особым общественным потенциалом, без которого общество становится неконкурентоспособным.
В ходе управления самостоятельной работой студентов-дипломников научные руководители и консультанты должны научиться понимать учащегося и правильно взаимодействовать с ним, чтобы знание теоретических (книжных) положений не являлось целью обучения будущего специалиста в вузе, а лишь средством ее достижения. Истинная цель - умение разбираться в быстроменяющихся жизненных и профессиональных реалиях. В ходе учебно-исследовательской деятельности студенты-дипломники должны активизировать свое мышление, усовершенствовать способности понимания теории и ее анализа с помощью жизненных фактов. Правда, анализ экономической эффективности нововведений, предлагаемых авторами дипломных проектов должен строится в области практического приложения научных знаний и фактического материала, который не находится "под рукой". Его надо сначала умело добыть, обращаясь на действующие предприятия и в информационно-исследовательские центры, работая с прайс-листами и отчетами, активно привлекая возможности Интернета. Для этого у студента должна соответствующая мотивация к глубокому изучению экономических проблем реализации инженерных предложений. Прежде всего, он должен решить: "Для чего мне это нужно?" Если "для диплома", "для престижа" и т.п., то понятно, что нужной мотивации для серьезных исследований экономической целесообразности нововведений нет, и ее еще предстоит сформировать. Как должен решать эту задачу преподаватель? Необходимо дать студенту понять, где, когда и для чего "ему лично" пригодится в жизни знание организационно-экономического и технико-экономического анализа предлагаемого проекта и навыки оценки эффективности предложения с расчетом экономических показателей функционирования нововведения. В зависимости от того, какую цель студент - дипломник ставит перед собой, во имя удовлетворения какой из своих потребностей он ставит эту цель, какие средства для достижения поставленной цели он использует, такой результат и получит. Если рассматривать в более широком плане роль мотива в учебной деятельности, то за ним скрывается отношение личности к предмету деятельности, к самой деятельности и ее результатам, а главное - к ее социальному смыслу? Для чего нужна эта познавательная активность обществу и "мне лично" как субъекту антропологической собственности. Надо предупредить студентов, что для достижения профессионального успеха, необходимо постоянно мысленно проецировать знания экономической теории на жизненные явления и решение реальных технических проблем, стремясь объяснить их на основе теоретических знаний не только инженерного дела, но и экономики.
Статьи по теме:
Применение проектной технологии при организации внеурочной деятельности учащихся
Изменения в современной школе повлекли за собой все более широкое использование во внеурочной деятельности (как по предмету, так и в воспитательной) инновационных форм и методов с использованием ИКТ: ...
Песочная терапия в интерактивном театре
Идея использования песка в качестве театральной декорации впервые родилась у петербургского режиссера Ольги Чернявской. В созданном ею «Театре сновидений Ольги Чернявской» с успехом идет спектакль-сн ...
Результаты диагностики уровня сформированности творческого мышления у младших
подростков
В данном параграфе мы приводим результаты диагностики творческого мышления младших подростков экспериментальной группы (N=15). Для обработки полученных данных нами были использованы качественный и ко ...