Технология проблемного обучения в процессе формирования субъектной позиции школьников на уроках МХК

Статьи о педагогике » Технология проблемного обучения при изучении МХК как средство саморазвития школьников » Технология проблемного обучения в процессе формирования субъектной позиции школьников на уроках МХК

Страница 3

Последний аспект чрезвычайно важен, поскольку в нем, собственно, и состоит основное отличие проблемного обучения от эвристического, предполагающего, что обучение происходит при «незнании» не только ученика, но и учителя. Впрочем, это относится только к понятию проблемного обучения в узком смысле: за все время его существования неоднократно были попытки внести эвристический аспект в проблемное обучение и в полной мере (например, В.С. Библер).

Поэтому в данной работе под проблемным обучением в широком смысле понимается такой метод обучения, который допускает вариантность подхода к выбору проблемной ситуации, то есть имеющий, в том числе, отдельные черты эвристического обучения (в частности, ориентацию учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата).

На взгляд автора, такой подход позволяет значительно расширить возможности применения проблемного обучения, сделать его универсальным, применимым не только для естественных наук, истории науки и техники, но и для гуманитарных наук, для предметов, носящих эмоционально-образный характер.

В таких условиях проблемное обучение уже можно будет разделить на три вида в зависимости от характера и степени задействованности творческого начала учащихся:

научное творчество (постановка и решение теоретических учебных проблем);

практическое творчество (постановка и решение практических учебных проблем);

художественное творчество (отображение действительности на основе исключительно творческого воображения).

В ходе мыслительного процесса и разрешения, тем самым, проблемной ситуации происходит осознание познавательной потребности субъекта, которая, будучи осознанной, побуждает уже мыслительную активность человека.

Мыслительная активность является, с одной стороны, характеристикой развития интеллекта, воспитание которого является одной из основных задач всестороннего гармонического развития личности. С другой стороны, высокая степень мыслительной активности является необходимым условием для эффективного обучения.

Таким образом, именно эти идеи были положены в основу проблемного обучения: постановка проблемной задачи (создание проблемной ситуации) приводит к появлению познавательной потребности, в связи с чем повышается мыслительная активность учащегося и развивается интеллект и, в конечном итоге, за счет этого происходит, если можно так сказать, эскалация способностей учащегося и его мотивации к обучению.

Итак, мы раскрыли понятие проблемного обучения, показали его роль в формировании качественно новой позиции школьника, действующего субъекта. Но может возникнуть вопрос, в чем же вопрос о применении этого метода в изучении МХК. Ответ кроется в том, что в проблемное обучение привносятся приемы эвристического и исследовательского методов, которые, безусловно, имеют отличия от исходно рассматриваемого предмета. Это привнесение делает возможным решение не только проблем в цикле естественнонаучных дисциплин, но и в социально-гуманитарном, поскольку затрагивает эмоционально-чувственную сферу учащегося, о чем было сказано ранее.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Документооборот организации
Деятельность исследуемого образовательного учреждения регламентируются следующими видами локальных актов: 1. уставом; 2. приказами директора Учреждения; 3. должностными инструкциями; 4. учебным распи ...

Педагогика как искусство
Итак, мы находим, что те различия между наукой и искусством, на которые указывают (между прочим, Милль и за ним Ушинский), в значительной степени неправильны, что на основании этих различий нельзя пр ...

Задачи МПМ
Поэтому перед МПМ стоят следующие задачи: 1) определить конкретные цели изучения математики и содержание учебного предмета средней школы; 2) разработать наиболее рациональные методы и организационные ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru