Говоря о развивающем обучении, В.В.Давыдов подчеркивает, что речь идет об определенном типе развивающего обучения, которой соотносим с младшим школьном возрастом и нацелен на развитие у младших школьников теоретического мышления.
Выявленные в ходе исследования закономерности процесса формирования теоретического мышления, разработка психологических аспектов содержания, структуры и этапов учебной деятельности не находятся в противоречии с теми дидактическими принципами, которые выдвинул Л.В. Занков. так, положение В.В. Давыдова о том, что содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, согласуется с принципами обучения на высоком уровне трудности и роли теоретических знаний
В.В. Давыдов формирует ряд общих положений, которыми следует руководствоваться при формировании теоретического мышления: усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; учащиеся должны обнаруживать в учебном материале существенное, всеобщее отношение и воспроизводить его в особых предметных, графических и буквенных моделях, позволяющих изучать эти свойства в чистом виде.
Давыдов В.В. при построении курса начальной математики и выдвигает в качестве основной задачи школьного учебного предмета приведение учащихся к возможно более ясному пониманию концепции действительного числа. Он предлагает в качестве исходного, существенного взять понятие величины и, исходя из этого, сформулировать последовательность учебных задач, решение которых позволит целенаправленно формировать у младших школьников основы теоретического мышления.
Внедрение в массовую практику курса математики, построенного по схеме «величина – число», порождает ряд новых методических проблем, связанных с преемственностью курсов математики начальной школы. Решить эти методические проблемы возможно, только опираясь на психологические и дидактические основы развивающего обучения, учитывая специфику содержания учебного предмета и условия учебного процесса. С точки зрения обучения плодотворным подходом к понятию «учебная деятельность», считают подход Н.Ф.Талызиной. она рассматривает учебную деятельность, как одну из ведущих форм деятельности, обеспечивающей формирование и развитие личности ребенка в процессе усвоения знаний, который состоит из специфических и обще-логических действий. Специфические учебные действия обеспечивают усвоение знаний в их конкретном содержании; обще-логические – формирование общего подхода к анализу учебного материала и способов ориентации на нем. Это действия – преобразования, сравнения, классификации, которые усваиваются школьниками как умственные.
В процессе написания работы нами была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература.
Овладение основами математики немыслимо без целенаправленного и многоаспектного изучения понятия целого неотрицательного числа. Целенаправленная работа по изучению понятия целого неотрицательного числа положительно сказывается на формировании вычислительных навыков младших школьников.
Выявлено, что процессе изучения детьми отрезка натурального ряда чисел, ученики должны усвоить называние и запись чисел (с помощью цифр), принципы построения натурального ряда чисел, счет, присчитывание и отсчитывание, сравнение чисел, сложение и вычитание в пределах 10.
Эффективность применения понятия целого неотрицательного числа, в начальной школе зависит от применения более интересных и разнообразных методов работы, от использования знаний и опыта младших школьников, и опоры на них.
Статьи по теме:
Содержание урока по лёгкой атлетике
Содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Урок по легкой атлетике слагается из мно ...
О российских программах дошкольного образования
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: опреде ...
Практическое значение социальной педагогики
Как отмечалось в предыдущей главе, социальная педагогика и в теоретическом и, особенно, в практическом плане имеет огромное значение в современном обществе. В начале 90-х гг. в России была введена но ...