Изучив научные исследования, мы определили, что характер формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в большей степени зависит от внешних условий, к которым относятся:
- престиж профессии, продуцируемый СМИ;
- уровень оплаты труда специалиста в данной сфере в настоящее время;
- Состояние современного рынка труда, востребованность той или иной профессии;
- Социальный статус семьи, мнения и установки значимых взрослых (как правило, родителей).
Оптимальным вариантом выбора профессии является сознательный, свободный, выбор, когда старшеклассник сам принимает решение. Несмотря на это, процесс выбора часто требует участие значительного числа взрослых (родителей, педагогов, психологов). Поэтому решение должно выступать как самостоятельное принятое, не как навязанное со стороны. То есть, важным и необходимым результатом деятельности профессионального самоопределения является отчетливое сознание у старшеклассника того, что «я сам» выбрал профессию.
Научные публикации психологов, педагогов, социологов дают основание рассматривать проблему профессионального самоопределения как актуальную в целом и как проблему особой значимости для старшеклассников. Сложившееся понимание профессионального самоопределения, как составляющей общего процесса развития личности, предполагает взаимодействие двух систем. С одной стороны – это, личность как саморегулирующаяся система, с другой - система педагогических условий, способствующая профессиональному самоопределению старшеклассника.
Остались в прошлом гарантии права на отдых и труд, на бесплатное высшее образование и достойную старость. Сами условия бытия настоятельно требуют, обязывают каждого россиянина стать хозяином жизни и ее творцом. В этом мы можем и должны помочь старшеклассникам: найти точку опоры в себе, веру в себя, познать себя и свои возможности, научиться разбираться в мире профессий, соотносить свои «хочу» и «могу» с рынком труда и научиться быть профессионалами.
Статьи по теме:
Психолого-педагогические основы
взаимодействия семьи и педагога
Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традици ...
Особенности развития словаря детей дошкольного
возраста
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост слов ...
Демократический стиль воспитания
«Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается пр ...