Психологические особенности формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Статьи о педагогике » Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников » Психологические особенности формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 1

Процесс формирования профессионального самоопределения людей и принятия решения о выборе профессии осуществляется в зависимости от социально-экономических и культурно-исторических условий. На выбор профессии влияют не только интересы и способности человека, но еще и широкий спектр общественно обусловленных факторов: уровень экономического развития государства, культурно-исторические условия, совокупность представлений о ценности и престижности тех или иных профессий и труда в целом.

В исследованиях Е. А. Климова выявлено, что экономические изменения в стране и социально-материальное расслоение общества порождают у школьников неуверенность в своих силах, приводят к социальному инфантилизму, неумению и нежеланию брать на себя ответственность в выборе профессии и своего места в жизни.

В качестве отправной точки в профессиональном самоопределении личности, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей. Как правило, рассматривается подростковый возраст.

Период выбора профессии хронологически совпадает и с подростковым, и с юношеским возрастами, для которых характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. В своем исследовании мы используем термин «старшеклассник», так как он, с точки зрения многих исследователей, наиболее адекватен существу изучаемого явления, так как в отрочестве и ранней юности выбор профессии становится наиболее актуальным.

За краткостью слов выбор профессии старшеклассниками - первый и один из самых жизненно важных самостоятельных шагов, ведь, выбирая профессию, школьник предопределяет, в сущности, образ жизни на долгие годы: характер деятельности, ритм жизни, круг общения, возможности карьерного роста и социального положения и т. д.

Существует ряд психологических причин, обуславливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили. Ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяют человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация выбрать профессию, которая способствует реализации личности.

Выбор профессии – сложный и длительный процесс, в котором существуют опасности. Одна из них – затягивание и откладывание старшеклассниками профессионального выбора в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций молодых людей. Что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение – один из главных компонентов взросления и устойчивого образы Я, самоуважения и т. д.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Так, Е.А. Климов выделяет восемь важнейших типов обстоятельств, которые старшеклассникам полезно «не забыть», принять, так или иначе, во внимание при обдумывании профессионального будущего:

Позиция старших членов семьи.

Позиция сверстников, «значимых других» из круга внесемейного общения.

Позиция учителей.

Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности.

Уровень притязаний учащегося на общественное признание.

Уровень информативности.

Склонности к тем или иным видам деятельности.

Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая их полной неопределенности и случай отсутствия).

Для процесса формирования будущих специалистов важное значение имеет знание уровня профессиональной направленности учащихся. Профнаправленность - интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности учащегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков.

Рассмотрим конкретные составляющие профессиональной направленности. Ведущей среди них является система ценностных ориентаций, связанных с профессиональными устремлениями человека.

К профессионально-ценностным ориентациям относятся социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможности совершенствования и самоутверждения.

Следующий компонент профнаправленности – профессиональные интересы, выражающие личную приязнь к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность.

Под профессиональными интересами понимается динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Феномен синестезии в контексте философии, психологии и лингвистики
Осмысление феномена синестезии началось еще в античные времена с появлением первых теорий ощущений, изложенных в трудах Демокрита и Аристотеля. Аристотелем было выдвинуто предположение о физиологичес ...

Описание диагностических методик
Великий русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов (1849-1936 гг.), изучая процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, их деятельность, сменяемость и силу, смог ...

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru