Существует мнение, что у детей воображение богаче, чем у взрослого, и что по мере развития сила фантазии и воображение идут на убыль. Этому послужили следующие представления: детская фантазия нетребовательна и неприхотлива, в отличие от фантазии взрослого; дети больше живут в фантастическом мире, ему свойственна любовь к сказкам, преувеличение и искажение реального опыта.
Однако, известно, что опыт ребенка беднее, его интересы проще, элементарнее, отношения со средой не имеют той сложности, тонкости и многообразия, как у взрослого.
Воображение начинает созревать по мере приближения к зрелости: в подростковом возрасте соединяются мощный подъем воображения и начало созревания фантазии. Выготский говорит о том, что существует тесная связь между половым созреванием и развитием воображения. У подростка подытоживается его накопленный опыт, вызревают постоянные интересы, получает окончательное оформление деятельность его воображения на фоне общего созревания.
В детском возрасте развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся, и именно независимость детского воображения от деятельности рассудка и является выражением бедности фантазии ребенка. Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, он доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, у него беднее характер комбинаций элементов действительности, их качество и разнообразие. У ребенка есть только две формы связи воображения с реальностью: реальность элементов и реальность эмоциональной основы воображения. Остальные формы развиваются только с годами.
Переломным моментом в развитии воображения является подростковый возраст, после которого воображение и рассудок тесно соединяются. Деятельность воображения приспосабливается к рациональным условиям и становится смешанным. Однако у многих творческое воображение приходит в упадок под воздействием «прозы жизни», но оно не исчезает совершенно, а делается случайностью.
Критический период в развитии воображения совпадает с подростковым возрастом. Здесь воображение преобразуется из субъективного в объективное. Причина этого с физиологической позиции – образование взрослого организма и взрослого мозга, а с психологической – антагонизм между «субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов», т.е. «неустойчивостью и устойчивостью ума». Как и сам критический возраст, воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поиском нового равновесия. Проявления деятельности воображения детского возраста свертываются под влиянием критического отношения к продуктам этой деятельности: большинство подростков перестает рисовать, у них пропадает интерес к наивным играм более раннего возраста, фантастическим сказкам и рассказам. Зато формой деятельности воображения становится литературное творчество – сочинение стихов и рассказов, которое стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, углублением интимной жизни, формированием своего внутреннего мира, и со временем также приходит в упадок под влиянием все того же критического отношения. Таким образом, критическую фазу характеризует подъем и глубокое преобразование воображения.
В критической фазе выделяется два типа воображения: 1) пластическое, или внешнее, которое пользуется данными внешних впечатлений, строит из элементов, заимствованных извне, и 2) эмоциональное, или внутреннее, строящее из элементов, взятых изнутри. Первое можно считать объективным, а второе – субъективным.
Статьи по теме:
Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке с целью проверки и закрепления знаний, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, которые организуются ...
Особенности проведения занятий с детьми дошкольного возраста с использованием
сказки
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с ...
Концептуальные модели обучения истории в школе
1. Воспитание, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, носит противоречивый характер в современных условиях и является, с одной стороны, технократическим ( ...