Концептуальные модели обучения истории в школе

Статьи о педагогике » Средства обучения истории в современной школе » Концептуальные модели обучения истории в школе

Страница 1

1. Воспитание, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, носит противоречивый характер в современных условиях и является, с одной стороны, технократическим (прагматическим), и, с другой стороны, гуманистическим (личностно-ориентированным).

Развитие, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, в большей мере несет на себе отпечаток противоположных тенденций в развитии педагогической и психологической науки, в которых явно существуют противоположные подходы к пониманию развития в его взаимосвязи с обучением: с одной стороны, натуралистический подход, подчеркивающий роль наследственности (природы) в развитии человека, и, с другой стороны, социологический подход, подчеркивающий роль среды (общества, воспитания) в развитии человека.

Обучение как отражение противоречий воспитания и развития в современных условиях также обнаруживает в себе противоположные тенденции: во-первых, как традиционные противоположности формального и реального образования; во-вторых, как современные противоположности традиционного и развивающего обучения в различных модификациях.

2. Структура методики обучения истории в российской школе на рубеже XX-XXI вв. может быть подробно охарактеризована в разных дидактических моделях по следующим параметрам процесса обучения: цель - средства, задачи - формы, содержание - методы:

Таблица 1. Дидактические модели по следующим параметрам процесса обучения: цель - средства, задачи - формы, содержание - методы:

Параметры

Многоконцептуальная модель

Поликонцептуальная модель

I Цель

Знания, умения, ценности

Метод и предмет науки

II Задачи

Систематизация ЗУН

Введение в науку

III Содержание

Эпизодический

Систематический курс

Систематический

Научный курс

IV Средства

Психологические

Логические

V Формы

Педагогические

(предметные)

Эпистемологические

(научные)

VI Методы

Эмпирические

Теоретические

В основе сравнения этих моделей лежит схема сравнения основных дидактических моделей в современном образовании:

Таблица 2. Схема сравнения основных дидактических моделей в современном образовании

Параметры

Традиционная

модель

Развивающая модель

Гуманистическая

модель

I Цель

Знания

Умения

Ценности

II Задачи

Обучение

Развитие

Воспитание

III Содержание

Сознание

(предмет науки)

Деятельность

(метод науки)

Отношения

(образ науки)

IV Средства

Гносеологические

Методологические

Аксиологические

V Формы

Дидактические

Психологические

Педагогические

VI Методы

"Реальное

образование"

"Формальное образование"

Личностно-ориентированное

образование

3. Функционально целевые тенденции развития современной методики обучения истории (особенно в старших классах) очень четко прослеживаются на сопоставлении двух подходов: моноконцептуального изучения истории в начальной и основной школе и многоконцептуального изучения истории в средней школе:

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Особенности налогообложения
В силу п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства. Подпунктом 1 п. 1 ст. 227 НК РФ установлено, что ...

Экспериментальное изучение содержания и методики национального воспитания младших школьников
Цель данного этапа: изучить возможности организации национального воспитания в начальной школе. База исследования Исследовательская работа была проведена в школе № 50 в 4 «А» и 4 «В» классах (50 учащ ...

Возрастные особенности нравственного развития детей
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л. С. Выгодск ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru