По данным этой таблицы мы видим, что гласные звуки, а также звуки [с], [с`], [л] , [л`], [н], [г], [к], [х], [д], [т], [в], [ф], [б], [п], [й] изолированно дети произносят правильно . Наблюдаются замены звуков [з], [з`], [ц], шипящих , [р], [р`]. Например, [з], [з`] заменяются на [ж], [ц] на [ч], [ш] на [с], [с`], [ж] на [з], [з`], [ч] на [т`], [щ] на [с`]; звуки [р] и [р`] горловые. По результатам таблицы видно, что высокий показатель звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке у Андрея, а низкий у Леры и Славы.
Таблица 4
Результаты состояния звукопроизношения в словах
Гласные |
Свистящие |
Шипящие |
Соноры |
Йотиров. |
Всего | |
Ева |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
12 |
Лера |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
12 |
Андрей |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
13 |
Илья |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
12 |
Слава |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
12 |
По данным этой таблицы мы видим, что высокий показатель звукопроизношения в словах у Андрея (он набрал 13 баллов), у остальных детей по 12 баллов.
Состояние звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами характеризуется заменами сложных по артикуляции звуков на простые, например, вместо [ч] - [ть], вместо [щ] - [сь], шипящие заменяются свистящими: [ш] - [с], [ж] - [з].
Также отмечается нестойкое употребление звуков в речи, то есть некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются. Например, Лера звуки [з], [зь], [ц], [c], [сь], [л], [ль], [р], [рь] изолированно произносит правильно, но в речи [з], [зь] заменяются на [ж], [ц] заменяется на [ч], звуки [л], [ль], [р], [рь] отсутствуют в речи, звуки [с], [сь] заменяются на [ш]. Слава изолированно звуки [з], [ч] произносит правильно, а в речи [з] заменяет на [ж], [ч] на [ть].
У всех детей наблюдаются замены, искажения и отсутствия звуков в словах.
При обследовании звукопроизношения у всех детей наблюдалась смазанная, монотонная и невнятная речь.
Наиболее распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонорных Л и Р.
Таким образом, своеобразие количественных дефектов произношения звуков у дошкольников со стертой дизартрией определяется соотношением и акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Как показало наше исследование, группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков, акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение можно объяснить наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.
Статьи по теме:
Проблемы профориентационной работы в школе
Общеобразовательная школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать образовательные предпосылки для ра ...
Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
Термин «экология» происходит от греческих слов (жилище, место пребывания, убежище) и (учение). Экология - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и сре ...
Проблемы
в организации дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном
образовательном учреждении детский сад №35 г.
Челябинска
Проведенное исследование выявило проблемы в организации дополнительных образовательных услуг в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №35 г. Челябинска: 1. Недостаточно изуче ...