Методики диагностики мышления в школьном возрасте

Страница 2

Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная — 0 баллов . для ответов с частотой 5 % и более, а 1. балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2 — 4,9 % случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности[Приложение А]. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.

Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. П. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. П. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность за объединение в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков - 2 балла; объединение 3-5 рисунков - 5 баллов; объединение 6-10 рисунков - 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.

Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за:

- каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;

- цвет, если он дополняет основную идею ответа;

- специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

- тени, объем, цвет;

- украшение, если оно имеет смысл само по себе;

- каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу; Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;

- поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка;

- каждую подробность в названии сверх необходимого минимума.

Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет — шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом. Тест Дж. Гилфорда (в модификации Е.Е. Туник)

Тест состоит из 7 субтестов, которые позволяют оценить уровень сформированности вербального и невербального творческого мышления. Результаты оцениваются по 2 показателям:

1. беглость ответов (1 ответ -1 балл);

2. оригинальность (1 ответ - 4 балла). Оригинальным считается тот ответ, который встречается один раз в группе из 40 детей.

В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор, воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Время проведения процедуры – около 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. В возрастной группе от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме)

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Коррекционно-развивающая работа по формированию учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты
Учитывая полученные результаты на формирующем этапе, было выделено несколько основных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР: • развитие познавательной деятельности и целе ...

Результаты опытно-педагогической работы в условиях коррекционной школы
Основными направлениями работы социального педагога в Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида являются: диагностическое, коррекционно-образовательное, социокультурное, ф ...

Современное состояние системы гражданско-патриотического воспитания в исследуемой школе
В школе существует система работы по патриотическому воспитанию молодежи, в которую включен процесс обучения, внеклассная и внеурочная деятельность. В реализации мероприятий патриотической направленн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru