Данное исследование проведено в УО «СШ №11 г.Мозыря» Гомельской области в период с октября 2009 по май 2010 года. В эксперименте принимали участие 30 учащихся 4-5 классов.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
1. Подготовительный этап. В ходе этого этапа была определена тема работы, проблемы исследования. Была изучена психолого-педагогическая литература по заявленной проблеме.
2. Этап выдвижения гипотезы. В ходе этого этапа были сформулированы цели, задачи, гипотезы, определены методы исследования.
3. Этап подбора учащихся в экспериментальную группу. Нами были отобраны 15 учащихся из 4-5 классов по следующим параметрам: желание самих учащихся и рекомендации учителей.
4. Этап проведения диагностического исследования. Нами была проведена диагностика и первичная обработка данных по изучению уровня сформированности творческого мышления.
5. Формирующий этап. Составление специальной программы по формированию творческого мышления у младших подростков. Проведение ряда тренинговых занятий, способствующих формированию творческого мышления (октябрь 2009г. – апрель 2010г.)
6. Этап проведения повторной диагностики. На этом этапе нами была проведена повторная диагностика уровня сформированности творческого мышления.
7. Этап подведения итогов и формулирования выводов по проведенной работе.
Для диагностики уровня сформированности творческого мышления у младших подростков были использованы следующие методики:
1) Тест креативности П. Торренса;
2) Тест Дж. Гилфорда (в модификации Е.Е. Туник);
3) Методика отдаленных ассоциаций С. Медника (вербальная креативность) [Приложение В];
4) Методика Зака.
Тест креативности П. Торренса
Этот тест использовался нами для оценки уровня сформированности и характера проявления творчества у младших подростков. П. Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей. Нами был использован краткий тест, а именно «Фигурная форма теста творческого мышления П.Торренса», которая была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.
Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».
Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка. Надо отметить, что надежность тестов П. Торренса очень велика: от 0,7 до 0,9.
Рассмотрим характеристику основных параметров креативности, предложенных П.Торренсом:
Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). В тексте методики приведен список № 2, включающий 99 % ответов[Приложение А]. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их -»X1», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко.
Статьи по теме:
Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование
теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений
Выявленные в ходе констатирующего эксперимента пробелы в знаниях изобразительно-выразительных средств и прочих литературных понятий определили основные задачи формирующего этапа: - Расширить знания д ...
Национальный технический комитет по стандартизации
№4 "Управление качеством"
Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством" (ТК 4) представляет собой объединение на основе добровольного участия заинтересованных организаций и физических ...
Понятие и виды
дифференцированного обучения
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляю ...