По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей у человека. Традиционно считалось, что творческие способности возникли постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений, в частности, роста численности народонаселения. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Р. Клайном (R. Klein) из Стэнфордского университета, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека.
Критерии креативности:
беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
гибкость;
Важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и, во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.
По П. Торренсу
Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
Сопротивление замыканию – это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
Абстрактность названия – это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.
Таким образом, креативный акт есть создание нового. Новое есть впервые мыслимое или делаемое данным субъектом, ранее неизвестное ему (фиксируемое таковым с разрешающей способностью индивидуального восприятия и на основании накопленного содержимого индивидуальной памяти со всеми ее текущими несовершенствами). Иными словами, креативный акт квалифицируется как таковой по критериям новизны самого субъекта. Тогда максимально креативен ребенок: он все делает впервые. Важно создать для ребенка такие условия, в которых творческое мышление ребенка будет развиваться.
Статьи по теме:
Средства обучения, как важный компонент процесса обучения
Процесс обучения - сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию. По утвер ...
Характеристика приемов введения понятий
Возможны следующие приёмы при введении понятий: 1) можно составить такие упражнения, которые позволяют учащимся быстро сформулировать определение нового понятия. Например: а) Выписать несколько первы ...
Ход и результаты диагностического исследования уровня социальной
адаптированности воспитанников коррекционной школы
Задачами практической части настоящего исследования являются следующие: 1.Выявить основные направления социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида. 2. Провести д ...