Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы

Страница 2

Правильно. Вот он пес Гав. "Гав, гав! Я пес Гав, я умею считать! Вот спроси: Гав, Гав, сколько у тебя хвостов? – и я отвечу" (от лица персонажа педагог обращается к ребенку).

Ну, спроси: "Гав, Гав, сколько у тебя… хвостов?"

А теперь спроси

1) про уши,

2) про брови,

3) про глаза,

4) про нос,

5) про рот,

6) про лапы.

(На каждый вопрос ребенка педагог отвечает от лица персонажа)

В заключении педагог говорит, что ребенок очень хорошо помогал козленочку отгадывать загадки волшебницы, и она его обязательно расколдует.

Следует отметить, какие типы предложений ребенок использует в речи: простые (нераспространенные, распространенные), сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные); количественное соотношение простых и сложных предложений, умение пользоваться союзами, правильность построения и оформления предложений с морфологической и синтаксической точки зрения.

Одним из показателей уровня сформированности грамматического строя языка является владение навыками построения предложения. При обследовании грамматического строя важно установить, какие именно грамматические конструкции, выражающие различные виды связей и отношений, доступны ребенку. С этой целью используют прием составления предложений по предлагаемой ему картинке, в которой "запрограммировано" предложение заданной конструкции.

Прежде всего выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выясняется умение детей строить предложения с однородными членами.

Более сложный вариант этого приема нацелен на выявление возможностей ребенка строить предложения с большим распространением (с 6-7 различными членами), а также изменять структуру исходного предложения.

В процессе обследования необходимо обращать внимание на соотношение простых предложений без распространения и с распространением; количество слов, объединяемых ребенком в предложение; умение выразить в одном предложении различные объективно существующие отношения (объективные действия или обстоятельства, в которых действует субъект, качественную характеристику субъекта).

Результаты обследования, полученные с помощью данных приемов, позволяют оптимальным путем выявить уровень сформированности грамматического строя языка ребенка и могут иметь важное значение в определении конкретных задач обучения.

Показатели речевого развития представлены в таблице 2.

Таблица 2 Показатели и уровни речевого развития старших дошкольников

Стороны речи

Уровни сформированности сторон речи

высокий

средний

низкий

Словарь

Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов движения, обобщающего наименования (животные)), синонимов

Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову)

Справился с 1-2 заданиями

Грамматика

Точное формо- и словообразование (правильно выполнил все задания на образование наименований детенышей животных в единственном и множественномчисле, на образование форм родительного падежа мн. числа, существительных в сценке с Гавом)

В заданиях на формо - и словообразование допустил 3 ошибки (сюда относится образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных наименований "носиков", "ротиков")

Более трех ошибок при наличии правильных ответов, отдельные отказы

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Формирующий эксперимент – формирование у школьников критического отношения к информации, полученной по телевидению
Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников умения критически воспринимать информацию, полученную по телевизору. Для эксперимента выбраны ученики ...

Возникновение и развитие народного образования в России в X-XVII вв
Историю образования в России принято отсчитывать от даты принятия Русью христианства (988 год), так как именно с этого времени начинаются фундаментальные изменения всех сторон жизни Древней Руси, в т ...

Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента
Целью констатирующего эксперимента было исследовать и выявить, как произведения русской сказки влияет на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. В констатирующем экспер ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru