Все вышесказанное создавало предпосылки для возникновения впоследствии школьного обучения и профессионального ученичества. В ходе практического решения всех этих задач зарождались предпосылки для возникновения специально организованного обучения и воспитания, начинался процесс выработки приемов педагогической деятельности, которая постепенно выделялась в самостоятельную область социальной практики, способствуя этнической консолидации и выступая в роли мощного фактора социального прогресса. В связи с этим возникла и необходимость появления первых квалифицированных педагогов для работы в школах и профессиональных учреждениях.
В древнейших государствах, пришедших на смену союзам племен, воспитание и обучение детей по-прежнему осуществлялось по преимуществу в семьях. И только постепенно вместе с зарождением государственных структур в целях подготовки, условно говоря, интеллектуальной элиты – чиновников, жрецов, полководцев начал складываться и особый социальный институт – школа. Возникновение школ приходилось на переходную эпоху от родовых общин к зарождению государственности. В то время главными очагами обучения и воспитания были семья, храмы и государство. Семья, однако, не была в состоянии дать детям даже минимальную образовательную подготовку – научить письму, чтению, счету. Это и стало главной задачей школ, а точнее учителей. Их деятельность и роль вновь получили развитие и подтвердили свою важность для будущего поколения. Так, например, школа письма, возникнув как ответ на необходимость обеспечить передачу опыта от поколения к поколению, позволяла, в свою очередь, обществу двигаться вперед.
Позже в городах Месопотамии существовала практика древонасаждения, прокладывались каналы с мостами через них, возводились дворцы для знати. Почти в каждом городе существовали школы, история которых отражала потребности развития хозяйства, культуры, нуждавшихся в грамотных людях – писцах. Писцы на социальной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье именовались «домами табличек» (по-шумерски – эдубба). Затем уже выучившись на писцов, они начинали преподавать в школах этого типа. Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями отца». Школы были и при семьях писцов, и храмовые, и дворцовые. Вначале учителя тех школ занимались только подготовкой необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали превращаться в центры культуры и просвещения. Также создавались большие библиотеки при «домах табличек».
По-прежнему огромную роль играло семейное воспитание. В школах Древнего Египта ребенку надлежало, прежде всего, слушать и слушаться. Абсолютный и безоговорочный авторитет отца и наставника был освящен в Древнем египте многовековыми традициями. Тесно связан с этим и обычай передавать профессию по наследству – от отца к сыну. В общем, в Египте сложился некий институт «семейной школы»: чиновник, воин или жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях начали появляться несколько учеников со стороны. Своего рода государственные школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Учителя этих школ, прежде всего, преподавали письмо и чтение. И только некоторые включали в свою деятельность преподавание математики, географии, астрономии, медицины и языков других народов. Постепенно роль учителей росла и в школах усиливалась специализация обучения. Начали готовить врачевателей.
Воспитание в семьях иудеев хотя и носило деспотический характер, но и предполагало наставительные беседы с детьми, что предписывалось Торой. Школьное воспитание было трехступенчатым. Иудеи создавали свою систему письменности. Тора и Талмуд – свод религиозно-этнических и правовых догм иудаизма, а также толкование Торы – служили главными предметами школьного обучения. Последний третий этап обучения был связан с подготовкой к будущей профессиональной деятельности, а поскольку профессия чаще всего передавалась мальчику по наследству, отец выполнял и роль учителя.
Главными целями воспитания детей высших каст в Древней Индии были: физическое развитие – закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие – ясность ума и разумность поведения; духовное развитие – способность к самопознанию. Считалось, что человек рожден для исполненной счастья жизни. Суть обучения заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно ставились задачи конкретного содержания, решения которых должно было вести к нахождению истины. Процесс обучения образно сравнивался со сражением, побеждая в котором ученик поднимался к совершенству. Позже в Индии сложилась определенная воспитательная традиция. Первая ступень воспитания и обучения была прерогативой семьи. Порядок обучения у специалиста – учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя, и помимо овладения грамотой и обязательными для того времени знаниями он усваивал правила поведения в семье. То есть деятельность учителя была важна и для получения специальных знаний, и для изучения семейных уставов. Прообразом повышенного образования можно считать занятия, которыми посвящали себя немногие юноши из высшей касты. Они посещали известного своими познаниями учителя – гуру («чтимый», «достойный») и участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики. В связи с дальнейшим переходом на буддизм, стали складываться новые представления о содержании образования. В обучении главное внимание уделялось грамматике санскрита, литературно обработанной форме древнеиндийского языка. В этот период возник и древнейший индийский слоговой алфавит – брахми. Позже в школах при индуистских храмах помимо санскрита стали обучать чтению и письму на местных языках. Был расширен доступ к образованию детей из разных каст. В связи с этим, в школах при брахманских храмах, стали обучать в большом объеме элементам географии, математики, языкам; начали обучать врачеванию, ваянию, живописи и другим искусствам. Во всех школах Индии общий статус наставника – гуру был очень высоким. В эпоху Средневековья в Индии возникла и другая система образования – мусульманская. По исламской традиции у мусульман Индии существовало два типа учебных заведений – мектебы и медресе. В общем, о деятельности учителей школ Индии, можно сказать, что содержание их обучения становилось постепенно все более жизненным, доступным для усвоения, сохраняя при этом традиционный характер, что в известной степени сохранилось до настоящего времени. Роль гуру-учителя по-прежнему высока.
Статьи по теме:
Основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные по ...
Методические рекомендации по обучению решению
задач на построение
Как и в каком месте курса геометрии следует знакомить учащихся с общей схемой решения задач на построение? Здесь возникает два различных методических вопроса. Первый из них — это вопрос о том, с како ...
Этиология дисграфии
Существует много научных толкований относительно происхождения дисграфии, что говорит о сложности данной проблемы. Изучение этиологии этого нарушения затруднено тем, что к моменту начала школьного об ...