Практические занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у студентов общепедагогические понятия и основные педагогические умения в решении практических задач и ситуаций. При этом происходит и обобщение, и конкретизация, и использование практических сведений из ряда других предметов, прежде всего практической психологии, что способствует интеграции знаний о ребенке.
Основными методами при проведении практических занятий становятся:
упражнения;
конструирование педагогических ситуаций;
моделирование обобщающих схем;
поиск нужной информации;
самостоятельное пополнение знаний.
Два последних метода свидетельствуют о том, что на занятии будут использованы поисковые методы, будет проведено небольшое исследование. Студенты работают с научными текстами, справочной и историко-педагогической литературой, добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуациях (стандартных, критических, экстремальных) и принимать правильное психолого-педагогическое решение, а также составлять программу дальнейшего исследования.
Для преподавателя важно демонстрировать образцы психолого-педагогических исследований, оптимальные способы решения теоретических и практических задач.
На лабораторно-практических занятиях студенты знакомятся с новыми психолого-педагогическими диагностиками и методиками, работают с ними, группируют их с учетом использования в разных возрастных группах, а также анализируют педагогические технологии.
На лабораторно-практических занятиях используются в основном частично-поисковые и исследовательские уровни проблемности. Студенты работают в микрогруппах самостоятельно.
Формы проведения практических занятий различны: от конструирования педагогических ситуаций и решения педагогических задач, выполнения упражнений (педтехника), работы с опорными схемами до встреч, бесед с учителями, психолого-педагогических игр, тренингов и выполнения творческих работ.
Практические работы проходят и в форме анализа проблемы у педагогов-мастеров (например, проблема творчества у Ш.А. Амонашвили и Л.В. Занкова; проблема активности в исследованиях синтетически-антропологического течения начала XX в.; особенности развивающего и воспитывающего обучения в начальной школе В.А. Сухомлинского).
Актуальные проблемы современного образования в контексте исторических знаний могут стать материалом для введения в современную научную дискуссию и представить возможность для приращения знаний, поиска нового в уже известном, переноса знаний в новую ситуацию, изучения студентом методики исторического обзора.
Программу практических и лабораторно-практических занятий можно расширить за счет практикумов (в том числе готовящих студентов к педагогической практике).
Особое внимание обратите на блоки практических работ, которые расположены с учетом тематического плана и рабочих планов преподавателя. Практические работы касаются отдельных авторских подходов в организации педагогического процесса и представлены обобщающими схемами и систематизацией материалов, в том числе и по дидактике.
Статьи по теме:
Методика изучения темы «Многоугольники»
В курсе геометрии VI-VIII классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин, характериз ...
Основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные по ...
Структура определения
Знание определения не гарантирует усвоения понятия. Методическая работа с понятиями должна быть направлена на преодоление формализма, который проявляется в том, что учащиеся не могут распознать опред ...