Проблема типологии синестем уже несколько десятилетий находится в центре внимания психолингвистов. До сих пор не создана единая типология, нет точных критериев для их выделения, не разведены понятия «синестезия» и «концептуальная метафора», отсутствует интерпретация каждого из типов.
Проведем сравнительный анализ нескольких типологий.
Краткая типология синестем, опирающаяся на основные виды восприятия, была предложена Х.Кронассером:
· осязательно-обонятельные (прасинестезии);
· собственно синестезии (истинные, звуковые);
· эмоциональные синестезии.
Синестезия на основе приведенной типологии понимается как синтез чувственных и эмоциональных ощущений, согласно которому ощущения одной модальности вызывают вторичные. Данная типология используется достаточно редко, так как не в полной мере охватывает все виды восприятия.
В зависимости от направлений переноса значения из одной модальности в другую выделяют следующие типы синестем:
· зрительно-слуховой;
· зрительно-обонятельный;
· зрительно-осязательный;
· зрительно-вкусовой;
· обонятельно-слуховой;
· осязательно-слуховой;
· вкусо-слуховой;
· обонятельно-осязательный;
· обонятельно-вкусовой;
· осязательно-вкусовой;
· осложненные комбинации ощущений (например, визуально-аудиально-вкусовые).
Типология, основанная на модальности, является универсальной и основной не только в лингвистике, но и в других науках – антропологии, психологии, эстетике и др.
Одной из современных и расширенных типологий синестем является следующая, в которой впервые сделана попытка развести понятия органической и вербальной синестезии:
· фотизмы (синопсии) (зрительные образы беспредметного характера);
· фонизмы (квалитизмы) (внешнее звучание, «цветной слух»);
· хроматизмы (цветовые);
· цветомузыка;
· звуковой символизм;
· светомузыка;
· люминизмы (зрительно-слуховые с различением оттенков цвета и тембров звука);
· параметризмы (указывают на «размер» слухового впечатления);
· порядково-лингвистическая персонификация (ассоциации с конкретной личностью);
· синестезия зеркального прикосновения (ассоциации при прикосновении к другому человеку);
· стереометризмы (характеризуют «величину» слухового впечатления);
· объективация (ассоциирование звуков с объектами окружающего мира);
ü овеществление (ассоциирование слухового впечатления с внешним видом);
ü анимизация («одушевление» описываемого звучания);
Ø анимализмы (уподобление свойства звучащему признаку);
Ø антропологизмы (ассоциирование ощущений с поведением человека);
Ø энтомологизмы (ассоциация с поведением насекомых);
Ø орнитологизмы (ассоциация с поведением птиц);
Ø териологизмы (ассоциация с поведением млекопитающих);
Ø иппологизмы (ассоциация с поведением лошадей).
Данная классификация ярко иллюстрирует утверждение науки о том, что все чувства человека взаимосвязаны и могут встречаться в необычных комбинациях. Первичное восприятие образа человека нерасчленено, синтетично. Однако из типологии видно, что ощущения человека в основном базируются на визуально-аудиальном восприятии, но для благоприятного обучения и развития творческих и эстетических способностей ребенка необходимо научиться использовать все органы чувств синхронно.
Разработкой новейшей и наиболее полной типологии синестем в зарубежной лингвистике занимаются исследователи из Техаса (D. Eagleman и др.). Многочисленные исследования и опросы показали, что помимо традиционно выделяемых синестезий некоторые люди обладают особыми видами, причем у представителей старшего поколения синтез чувств не так разнообразен, как у детей и подростков. По результатам исследования техасские ученые выделяют следующие виды синестем:
· цифры – цвет;
· буквы – цвет;
· дни недели – цвет;
· месяцы – цвет;
· цифры, буквы – положение в пространстве;
· музыка (высота, аккорды, музыкальные инструменты) – цвет;
· звук – цвет;
· запах – цвет;
· боль – цвет;
· личность человека – цвет;
· прикосновение – цвет;
Статьи по теме:
Особенности формирования лексических навыков в младшей школе
Дадим определение лексического навыка. Лексический навык – это способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или готовую фразу, соответствующие коммуникативной ...
Роль контрольно-оценочной деятельности в развитии мотивации учения младших
школьников
В системе уроков необходимо не часто, но своевременно использовать разные виды проверок (предварительную, текущую, тематическую), причем в сочетании устных и письменных, групповых и индивидуальных фо ...
Определение динамики и эффективности процесса по развитию лексической
сочетаемости слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями
речи
Цель контрольного эксперимента - произвести оценку эффективности коррекционной работы по овладению лексической сочетаемостью слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи, В ...