Типология синестем

Страница 1

Проблема типологии синестем уже несколько десятилетий находится в центре внимания психолингвистов. До сих пор не создана единая типология, нет точных критериев для их выделения, не разведены понятия «синестезия» и «концептуальная метафора», отсутствует интерпретация каждого из типов.

Проведем сравнительный анализ нескольких типологий.

Краткая типология синестем, опирающаяся на основные виды восприятия, была предложена Х.Кронассером:

· осязательно-обонятельные (прасинестезии);

· собственно синестезии (истинные, звуковые);

· эмоциональные синестезии.

Синестезия на основе приведенной типологии понимается как синтез чувственных и эмоциональных ощущений, согласно которому ощущения одной модальности вызывают вторичные. Данная типология используется достаточно редко, так как не в полной мере охватывает все виды восприятия.

В зависимости от направлений переноса значения из одной модальности в другую выделяют следующие типы синестем:

· зрительно-слуховой;

· зрительно-обонятельный;

· зрительно-осязательный;

· зрительно-вкусовой;

· обонятельно-слуховой;

· осязательно-слуховой;

· вкусо-слуховой;

· обонятельно-осязательный;

· обонятельно-вкусовой;

· осязательно-вкусовой;

· осложненные комбинации ощущений (например, визуально-аудиально-вкусовые).

Типология, основанная на модальности, является универсальной и основной не только в лингвистике, но и в других науках – антропологии, психологии, эстетике и др.

Одной из современных и расширенных типологий синестем является следующая, в которой впервые сделана попытка развести понятия органической и вербальной синестезии:

· фотизмы (синопсии) (зрительные образы беспредметного характера);

· фонизмы (квалитизмы) (внешнее звучание, «цветной слух»);

· хроматизмы (цветовые);

· цветомузыка;

· звуковой символизм;

· светомузыка;

· люминизмы (зрительно-слуховые с различением оттенков цвета и тембров звука);

· параметризмы (указывают на «размер» слухового впечатления);

· порядково-лингвистическая персонификация (ассоциации с конкретной личностью);

· синестезия зеркального прикосновения (ассоциации при прикосновении к другому человеку);

· стереометризмы (характеризуют «величину» слухового впечатления);

· объективация (ассоциирование звуков с объектами окружающего мира);

ü овеществление (ассоциирование слухового впечатления с внешним видом);

ü анимизация («одушевление» описываемого звучания);

Ø анимализмы (уподобление свойства звучащему признаку);

Ø антропологизмы (ассоциирование ощущений с поведением человека);

Ø энтомологизмы (ассоциация с поведением насекомых);

Ø орнитологизмы (ассоциация с поведением птиц);

Ø териологизмы (ассоциация с поведением млекопитающих);

Ø иппологизмы (ассоциация с поведением лошадей).

Данная классификация ярко иллюстрирует утверждение науки о том, что все чувства человека взаимосвязаны и могут встречаться в необычных комбинациях. Первичное восприятие образа человека нерасчленено, синтетично. Однако из типологии видно, что ощущения человека в основном базируются на визуально-аудиальном восприятии, но для благоприятного обучения и развития творческих и эстетических способностей ребенка необходимо научиться использовать все органы чувств синхронно.

Разработкой новейшей и наиболее полной типологии синестем в зарубежной лингвистике занимаются исследователи из Техаса (D. Eagleman и др.). Многочисленные исследования и опросы показали, что помимо традиционно выделяемых синестезий некоторые люди обладают особыми видами, причем у представителей старшего поколения синтез чувств не так разнообразен, как у детей и подростков. По результатам исследования техасские ученые выделяют следующие виды синестем:

· цифры – цвет;

· буквы – цвет;

· дни недели – цвет;

· месяцы – цвет;

· цифры, буквы – положение в пространстве;

· музыка (высота, аккорды, музыкальные инструменты) – цвет;

· звук – цвет;

· запах – цвет;

· боль – цвет;

· личность человека – цвет;

· прикосновение – цвет;

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Особенности формирования лексических навыков в младшей школе
Дадим определение лексического навыка. Лексический навык – это способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или готовую фразу, соответствующие коммуникативной ...

Роль контрольно-оценочной деятельности в развитии мотивации учения младших школьников
В системе уроков необходимо не часто, но своевременно использовать разные виды проверок (предварительную, текущую, тематическую), причем в сочетании устных и письменных, групповых и индивидуальных фо ...

Определение динамики и эффективности процесса по развитию лексической сочетаемости слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Цель контрольного эксперимента - произвести оценку эффективности коррекционной работы по овладению лексической сочетаемостью слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи, В ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru