На современном этапе лингвистических исследований развитие научных взглядов привело к расширению представлений о формировании языковой картины мира человека. Большой интерес к себе вызвала проблема изучения синестезии как феномена восприятия и ощущения. С развитием психолингвистики, фоносемантики и психологии личности исследователи стали проводить попытки разработать методики, которые возможно применять на уроках русского языка. Эта актуальная проблема сейчас решается с помощью создания специальных тестов, электронных программ, сетевых ресурсов, упражнений, при ознакомлении с которыми учащиеся смогут развить свои коммуникативные способности на уроках развития речи.
Как упоминалось нами ранее, проявление феномена синестезии на уроках русского языка и развития речи связано с чувственной выразительностью окружающего мира и является условием успешного формирования механизмов образно-эстетического понимания поэтической и прозаической форм.
В своей практике учитель русского языка, опираясь на теорию синестезии, должен использовать различные виды искусств на уроках для создания целостного представления у школьников об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, тем самым задействуя различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, архитектура – пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на уроке русского языка позволяет пробудить целую гамму чувств и ассоциаций, в идеале учащийся должен воспринимать произведение искусства с включением всех механизмов синестезии.
Говоря о внутрипредметных связях словесности и живописи, следует отметить, что каждое искусство, пытаясь расширить свои возможности, границы, использует средства других искусств. Такое взаимодействие искусств и исследует современная теория и методика обучения словесности. Функции изобразительных искусств и методика их использования в преподавании рассмотрены в методических пособиях и статьях М.Н. Аудерской, Е.С. Добычиной, А.П. Коржуповой, А.П. Крамарева, Т.А. Курдюмовой, В.Г. Леденева, В.С. Мурзаева, Н.А. Радзимовской, М.М. Разумовской, Г.Г. Розенблат, Н.Н. Щирякова, Т.Г. Юркевич и др. Но, к сожалению, авторы данных работ рассматривают наглядность лишь как зрительную опору, на уровне межпредметных связей.
В современной методике появляются новые подходы и технические возможности в преподавании словесности в школе. На место устаревших приемов приходят более усовершенствованные и гармоничные. Теперь вместо наглядности в бумажном исполнении чаще используется наглядность на электронных носителях.
Информационные компьютерные технологии дают возможность приблизиться к оригинальному живописному произведению того или иного художника, увидеть многообразие красок полотен, способствуют разнообразию деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочное время, позволяют совершить виртуальную экскурсию по великим музеям и галереям мира, заочно посетить новые выставочные экспозиции, увидеть памятники архитектуры, в деталях изучить живописное полотно, получить справку по интересующему вопросу. Использование Интернета в современной системе образования, в частности на уроках словесности, рушит барьеры между разновременными картинами мира, помогает воссоздать целостный образ определенной эпохи в сознании школьника.
Статьи по теме:
Роль игры в воспитании личности
В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значен ...
Взаимосвязь наркомании с социализацией детей
Одной из самых больных проблем отклоняющегося поведения подростков в современном мире является подростковая наркомания. 0 масштабах этого асоциального явления в России можно судить по следующей стати ...
Пример применения песочной терапии на развивающем занятии в ДОУ
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришел песок, чтобы поведать свои тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице, живет властелин песка — Песочный Человечек. Он очень весе ...