Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации

Статьи о педагогике » Автоматизация методик исследования профессиональной направленности старшеклассников » Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации

Страница 2

Анкетирование проводиться групповым методом.

Тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация опросника А. Мехрабиана)

Важное значение для профессионального определения личности имеют представления о направленности активности индивидуума, о движущих силах поведения и деятельности, что приводит к необходимости получения информации о развитии мотивационно-потребностной сферы личности. Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на направленность поведения человека, в том числе и в профессиональной сфере, является мотивация достижения. Изучение мотивации достижения началось с появлением теории американского ученого Д. Макклелланда. С тех пор для количественной оценки мотива достижения создан ряд специализированных опросников и процедур проведения проективных методик.

Опросник для измерения результатирующей тенденции мотивации достижения (RAM) разработан в 1969 г.А. Мехрабианом. Тест имеет две формы: мужскую и женскую. Он построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивами стремления к успеху (Мс) и избегания неудачи (Мн) в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях и др.

При конструировании теста был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте шкалы содержится по 26 пунктов. Тест-реестр через 20 нед для мужского варианта 0,78, а для женского - 0,72. Для валидизации использовались различные эмпирические критерии. Также определялась конвергентная и дискриминантная валидность с некоторыми проективными методами и опросниками. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании когнитивных компонент мотивации достижения, в частности каузальной атрибуции.

Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, так как пункты построены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли Мс над Мн или наоборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию достижения (Мс > Мн), а низкие - на тенденцию избегания (Мс < Мн).

Модификация тест-опросника А. Мехрабиана предложена М.Ш. Магомед-Эминовым (1988) и предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов.

Тест представляет собой опросник, имеющий две формы - мужскую (форма А) и женскую (форма Б) .

Исследование проводилось в период с 16 февраля по 27 марта. В тестировании принимали участие ученики 10-11 классов средней школы № 82, в количестве 45 человек. Полученные результаты позволили нам сделать следующий вывод: все ученики хорошо информированы о мире профессий, некоторые имеют практические навыки в определенной сфере деятельности. Однако личный выбор будущей профессии сделали еще не все. Исследование показало наличие развитых интересов, склонностей и способностей, но среди учеников 10 класса есть некоторые, кто не выбрал профессию по причине неуверенности в правильном выборе или многообразия профессий.

Так как в школе есть практический психолог, в этом случае, можно порекомендовать провести индивидуальную профессиональную консультацию или же коррекционную работу с теми, кто еще не смог самостоятельно и обдуманно выбрать свой профессиональный путь.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Функции системы дополнительного образования детей в России
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность транс ...

Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма
В процессе исследования был разработан и апробирован комплекс коррекционных мероприятий по исправлению сигматизма шипящих звуков у девочки пяти лет, Кати Е., с общим недоразвитием речи III уровня. На ...

Подготовка лекции
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru