Профессиональная консультация (от лат. profession - род занятий, consultatio - совещание) - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества.
Профессиональная консультация должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономических и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии - с другой.
Это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении человека, основанная на изучении личности.К. К. Платонов рассматривает профконсультацию как непосредственную помощь человеку в профессиональном самоопределении и выделяет три этапа в этой работе: подготовительный, завершающий и уточняющий.
Подготовительная профконсультация должна подвести обследуемого к осознанному и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода обучения.
Цель завершающей профконсультации - оказание помощи выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями личности. Эту консультацию проводят специалисты-профконсультанты совместно с руководителями.
Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в профессионально-технических училищах, ВУЗах, на предприятиях.
На каждом из этапов профконсультация носит разный характер. Правильно выбрать профессию может только личность, которая способна трудиться, преодолевать трудности; личность, имеющая чувство ответственности за порученное дело, правильно оценивающая свои способности. Поэтому на первом этапе подготовка человека к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. Следовательно, профконсультация носит развивающий характер.
На втором этапе профконсультация носит рекомендательный характер. Она решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют и три типа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную (профессионального характера).
Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности человека. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность человеку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых к человеку профессией.
Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и заболеванию. Если после сопоставления медицинского и психолого-педагогического обследования с профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить обследуемому невозможность сделанного выбора им выбора профессии и порекомендовать ему наиболее приемлемую.
Третий этап профконсультации связан с поступлением личности в профессиональное учебное заведение. Его можно назвать формирующим, основная задача на этом этапе - помочь человеку утвердиться в профессиональном выборе.
Правильный выбор профессии - необходимое условие профессионального и социального роста личности. В профконсультационной работе широко используется профконсультационная беседа. Она выполняет несколько функций: ознакомительную, диагностическую, контролирующую и корректирующую.
Ознакомительная функция беседы - это процесс активного общения. В процессе знакомства консультанту необходимо показать себя заинтересованным проблемами, стоящими перед человеком. Диагностическая функция беседы связана с выявлением готовности клиента к обсуждению вопроса о выборе профессии и его профессиональных намерениях. Осуществлению диагностической функции служат специальные приемы беседы - это дублирующие и косвенные вопросы, позволяющие проверить точность и объективность ответов.
Заключительная часть беседы выполняет в основном корректирующую роль, если в этом есть необходимость. Раскрываются ошибки, и аргументируется неправильная позиция консультируемого, идет совместный поиск правильного решения проблемы профессионального самоопределения.
Статьи по теме:
Характеристика способов формирования творческого мышления у детей школьного
возраста
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, я также развития познавательных способностей и личностных качеств. Примените ...
Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности
Учителя не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и ру ...
Основные
условия эффективности экологического воспитания
Успех экологического воспитания зависит не только от того, как учитель понимает цели и задачи, но и от создания необходимых условий организации учебно-воспитательного процесса. Основные из них: учет ...