На сегодня общепризнанных критериев отбора основ наук нет, однако делаются попытки их сформулировать. Ю.К. Бабанский предложил следующие критерии оптимизации объема и сложности учебного материала:
целостности содержания, – это означает, что учебный предмет должен отражать все основные направления развития науки;
научной общепризнанности, по которому с некоторыми вопросами можно знакомить учеников, но в основу наук не включать;
научная значимость, которая отражает широту внедрения научных знаний. Они могут иметь всеобщий или частный характер;
соответствие возрастным особенностям ученика, которые тесно связаны с доступностью;
соответствие времени, отведенному на изучения учебного предмета;
соответствие международным стандартам, это означает, что учебные программы наших школ должны соответствовать лучшим мировым примерам аналогичных программ.
Современное содержание школьного курса математики получило научное обоснование. Несмотря на изменения, которые происходят в нем, на продолжении достаточно значительного отрезка времени оно сохраняет свое основное ядро:
числовые системы;
величины;
уравнения и неравенства;
тождественные преобразования математических выражений;
координаты;
функции;
геометрические фигуры и их свойства, измерение геометрических величин; геометрические преобразования;
векторы;
основы математического анализа.
Каждый раздел имеет свою историю развития как предмет изучения в средней школе.
Проекты модернизации школьного образования предмета для изучения:
элементарную теорию множеств;
введение в математическую логику;
понятия из современной алгебры (группы, кольца, поля и вектора);
введение в теорию вероятностей и статистику.
Модернизация математического образования означает приведение элементарной математики в соответствие с современными идеями, методами, требованиями. Движение за модернизацию математического образования началось более 100 лет тому назад. Однако целесообразней осовременивать преподавание математики, чем включать в программу новые разделы из современной математики, представляющие методические трудности в изложении.
Модернизация не означает отказа от всего традиционного, а лишь замену тех из них, которые потеряли в настоящее время смысл. Примером такой традиции может служить Евклидова система построения геометрии. Выделим причины, осложняющие ее модернизацию:
она громоздка и изолирует геометрию от остальной математики, и проникновение в нее современных идей;
необходимые для практики геометрические знания приобретаются в пропедевтическом курсе, построенном на использовании опыта и основанном на интуиции; в дальнейшем необходимо введение дедуктивного метода, способствующего развитию логического мышления;
психологический фактор (не приятие современного построения прежде всего учителями).
Таким образом в процессе обучения математики в органичном единстве должны достигаться образовательные, воспитательные и развивающие цели. Учителю математики необходимо точно знать цели обучения в целом и в каждом классе отдельно, что поможет правильно определить цели изучения тем и уроков.
Проникновение математики в другие науки повлияло на формирование целей математического образования и привело к тому что владение математическими знаниями и методами в определенном объеме и специфическим языком математики стали обязательным элементом общей культуры. В процессе обучения математике необходимо формировать у учащихся научные мировоззрения и навыки мыслительной деятельности по добыванию новых знаний, усилить прикладное значение изучаемого теоретического материалы, привить учащимся навыки проведения логических рассуждений и выделения логических следствий, характерных дедуктивному мышлению.
Статьи по теме:
Коррекционная направленность уроков русского языка
В коррекционном учреждении III вида осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования с учетом коррекционной направленности уроко ...
Функции организации
Школа выполняет множество функций, которые подразделяются на 3 основных категории: -функции поддержания стабильного функционирования школы; -функции управления развитием школы и инновационными процес ...
Детская безнадзорность и беспризорность
Одной из наиболее острых проблем современного российского общества, связанной с издержками социализации детей в неблагополучных семьях, является детская беспризорность (бездомность) и безнадзорность ...