В ходе исследования был проведен эксперимент в двух третьих классах, экспериментальном и контрольном средней школы №189 города Новосибирска. В классах по 20 человек.
Экспериментальный класс очень дружный и дисциплинированный. На уроке с ними легко работать, так как каждый хочет ответить, никто не остается равнодушным.
Но при этом в классе есть три человека, которые усваивают учебный с трудностями. Когда же в урок включаются коллективные или творческие задания можно заметить, как эти дети преображаются, пытаются ответить.
В ходе экспериментальной работы при изучении и диагностике познавательных интересов и направленности учебных мотивов использовалась методика – методика выбора любимых учебных предметов
.
Цель
: выявить направленность мотивов учебной деятельности и познавательных интересов детей младшего школьного возраста.
Учащимся предлагалось из перечня предметов выбрать самые любимые. Эта методика проверялась, как в экспериментальном, так и в контрольном классе.
Перечень предметов
:
1. Русский язык;
2. Математика;
3. Чтение;
4. Природоведение;
5. Труд;
6. Рисование;
7. Музыка;
8. Физкультура.
По предметам, включенным в анкету, можно выявить направленность интереса к ним. (см. Приложение №1)
На графиках 1 и 2 представлены обобщенные результаты.
Анализ графиков 1 и 2 позволяет констатировать, что наибольшее количество учащихся в экспериментальном классе предпочитают такие уроки, как рисование – 80%, труд – 75%, физкультура – 55%. по мнению детей, на этих уроках больше присутствует творческой и активной деятельности. В контрольном классе предпочтение отдается таким предметам, как чтению – 70%, математике – 50%, природоведение – 50%. Так как на этих уроках узнают много нового, полезного.
На втором месте в экспериментальном классе оказались остальные учебные дисциплины – математика, русский, природоведение, так как, по мнению детей, на таких уроках меньше всего присутствует творческая или игровая деятельность. В контрольном классе на втором месте оказались такие учебные предметы, как русский, музыка, труд, физкультура.
В результате опытно-экспериментальной работы в экспериментальном классе при использовании интересных и увлекательных заданий, организации групповой и индивидуальной деятельности опираясь на опыт и потребности учащихся, у учащихся возрос интерес к учебным предметам: математике, чтению, природоведению, русскому языку.
В контрольном классе интерес к учебным предметам остался без изменения.
Диагностика мотивов учебной деятельности.
Цель:
выявить мотивы учебной деятельности младших школьников методом анкетирования.
Анкета:
1. Учусь потому, что на уроке интересно;
2. Учусь потому, что заставляют родители;
3. Учусь потому, что хочу больше знать;
4. Учусь, чтобы потом хорошо работать;
5. Учусь, чтобы доставлять радость родителям;
6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей;
7. Учусь, чтобы не опозорить свой класс;
8. Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнайкой.
9. Учусь, потому что нравиться учиться.
Учащимся класса предлагается из перечня мотивов выбрать те пункты, которые соответствуют их стремлениям и желаниям.
По ответам можно выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста.(см. Приложение №2)
На графиках 3 и 4 представлены обобщенные результаты.
Анализ графиков 3 и 4 позволяет выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста. В экспериментальном классе преобладающими мотивами учения являются мотивы,– учусь потому, что хочу больше знать, доставлять радость родителям, чтобы не опозорить свой класс, нравиться учиться
В контрольном классе преобладающими мотивами учения являются мотивы, - учусь потому, что хочу больше знать, доставлять радость родителям, чтобы не опозорить свой класс.
В результате проведенной работы в экспериментальном классе ведущие мотивы учебной деятельности остались, на высоком прежнем уровне, а также поднялся показатель мотива – учусь, потому что на уроке интересно – 20%, в наше время нельзя быть незнайкой – 10%, учусь, что бы хорошо работать – 5%, потому что нравится учиться – 10%, снизился уровень мотива – учусь, потому что заставляют родители – 10%.
Статьи по теме:
Методика исследования синестезии у школьников 6, 8, 10 классов
В процессе учебной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые психологические задатки. У каждого человека разнообразны сочетания синестетических способностей и фу ...
Периодизация латинских заимствований
Так как основным вопросом данной работы является изучение слов латинского происхождения на уроках русского языка, то, конечно же, нас интересует заимствование именно латинской лексики. Можно выделить ...
Метод геометрических мест
Математическая сущность метода геометрических мест весьма проста. Она состоит в том, что искомая точка определяется как точка пересечения некоторых двух геометрических мест (или иногда как точка пере ...