Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что ошибки младших школьников с дисграфией более стойкие и значительно более частые, чем ошибки в работах детей с развитием письменной речи в норме. В среднем в одной письменной работе детей с развитием письменной речи в норме обнаружено 1,6 ошибок, а в одной письменной работе детей с дисграфией в среднем обнаружено 3,9 специфических ошибок. То есть в письменных работах детей со смешанной дисграфией ошибок в два раза больше, чем у детей с развитием письменной речи в норме.
Результаты изучения специфических ошибок в письменных работах младших школьников со смешанной дисграфией представлены в табл. 1.
Таблица 1
Соотношение специфических ошибок разных типов у младших школьников с дисграфией (констатирующий этап)
Вид ошибки |
% от общего количества специфических ошибок | |
2-Б |
2-В | |
смешения графически сходных рукописных букв |
33 |
32 |
ошибки обозначения границ предложения и слова |
17 |
14 |
пропуски букв, обозначающих согласные и гласные звуки |
8 |
10 |
пропуски слогов |
2 |
4 |
вставки букв и слогов |
1 |
2 |
перестановки букв и слогов |
3 |
4 |
антиципации букв и слогов |
5 |
5 |
персеверации букв и слогов |
7 |
6 |
смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки |
11 |
10 |
зеркальное написание букв |
4 |
3 |
аграмматизмы |
9 |
10 |
Для наглядности представим соотношение различных видов специфических ошибок в письменных работах младших школьников с дисграфией в виде круговых диаграмм (рис. 2, рис. 3).
Рисунок 2. Соотношение специфических ошибок разных типов у учеников 2-Б класса с дисграфией
Рисунок 3. Соотношение специфических ошибок разных типов у учеников 2-В класса с дисграфией
Как мы видим по результатам анализа специфических ошибок в письменных работах младших школьников со смешанной дисграфией, наибольший процент ошибок составляют смешения графически сходных рукописных букв, на втором месте ошибки обозначения границ предложения и слова. Эти виды ошибок говорят о несформированности графического образа буквы, низком уровне развития зрительно-пространственной памяти, восприятия, анализа и синтеза.
Статьи по теме:
Технология проблемного обучения в процессе формирования субъектной позиции
школьников на уроках МХК
Проблемное обучение является одним из методов обучения, поэтому в этом параграфе мы должны дать определение самим методам обучения, а затем эксплицировать понятие проблемного обучения. Так же важно д ...
Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии
До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере. С проектом было связано представление о разработке сложной документации. Проектирование выделялось в ранг прикл ...
Влияние игры на развитие познавательных способностей младших
школьников
Человек по своей биологической сути является существом разумным, то есть понимающим смысл своего существования и умеющим осознанно реализовывать его в своей жизни. Такой статус приобретался человеком ...