•содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;
•способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).
Программы групповой профилактической работы могут быть разработаны как:
информационно-пропагандистские; ролевые; игровые; деловые; досуговые; направленные на формирование устойчивого положительного отношения к возможностям собственного здоровья и негативного отношения к возможностям употребления веществ, вызывающих зависимость.
Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой — объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, — были бы обеспечены и управленчески, и технологически.
Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:
· наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации;
· обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;
· включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;
· обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.
Кроме того, он должен обладать следующими личностными ц профессиональными характеристиками:
•стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;
•умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;
•способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;
•готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.
В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:
· Не навреди.
· Не оценивай.
· Принимай человека таким, каков он есть.
· Соблюдай конфиденциальность.
· Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но со храняй некоторую дистанцию.
· Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
· Минимум специальных терминов.
· Соблюдай принцип добровольности.
Статьи по теме:
Эстетическое предназначение уроков чтения
Основная цель уроков чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогати ...
Коррекционно-развивающая работа по формированию учебно-важных
качеств у детей с ЗПР и ее результаты
Учитывая полученные результаты на формирующем этапе, было выделено несколько основных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР: • развитие познавательной деятельности и целе ...
Воспитательная работа по нравственному воспитанию
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с ...